Про этот бункер мы слышали очень давно от наших друзей рыбаков в деревне Сухое. В первый раз были рядом с бункером в конце 90-х годов, но времени для его изучения не было.
Местные жители неохотно рассказывают про бункер, а некоторые признаются, что "знают, где он, но сами там не были". Возможно это "память предков" - когда бункер был построен в самом начале Великой Отечественной войны - вся территория тщательно охранялась. К бункеру была подведена узкоколейная железная дорога, а вся территория обнесена многоярусным кольцом из колючей проволоки. Эта колючая проволока встречается в окрестных лесах и по сей день. Ходят легенды, что охрана бункера стреляла без предупреждения в любого, кто приближался к запретной территории. Но реальных фактов, чтобы кто-то был застрелен - нет, поэтому можно относиться к этому как к детской легенде.
2 января рыбалку мы проспали. Каникулы. Дети соскучились посидеть за настольными играми, а не за компьютерами. Полночь пришла быстро. А утро еще быстрее. Проспали, но и не расстроились. Решили, что 3 января точно не проспим. Наметили не ранний выезд в 9.00.
Результат "выше всех похвал" - в 11.00 сели завтракать, в 12.00 выехали. Поехали смотреть дорожки и озера.
Мелкие озера при дорогах - все с рыбаками. Укшезеро, Кончезеро... Но карта указала нам путь к Кондопожской губе Онежского озера.
Заглянули в Тулгубу. А там реально вода еще гуляет. Можно с лодки рыбачить. В самом дальнем южном краю губы есть лед. И меньше десятка рыбаков. Если бы парочка не шла на берег, может быть мы и вышли бы поглядеть старые точки в навигаторе. Но когда ты на лед, а народ оттуда бежит - оптимизма не дает. Да и рыбаки сидят близко к шуге. Опасно, но видимо не от хорошей жизни.
Одно из самых доступных мест для зимней рыбалки, когда трофеи не нужны, а надо подышать свежим воздухом - это Янишполе. Точнее Янишпольский залив Кондопожской губы Онежского озера.
На карельском языке - Tullahti. Деревня в составе Янишпольского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия. Расположена на берегу Кондопожской губы Онежского, в южной части залива.
До революции в деревне располагалась действующая часовня во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая была разрушена коммунистами-большевиками во время борьбы с религией.
Зимняя рыбалка в Карелии. Ледовая обстановка. 9 декабря 2020.
Кондопожский район.
Сезон зимней рыбалки открыли. Окуней на уху поймали и еще до заката успели откушать.
Тулгуба - еще утки и лодки на воде. Забереги есть, но пока слабые.
Повежа - тонкий лед есть и одинокий рыбак. Но болото по берегу еще не схватилось - можно провалиться.
Янишполе - сегодня перетянулось тонким льдом. Но пока было не выйти.
Вашозеро - лед 7-10 см. Ходить можно везде. Рыбаки...
Министр здравоохранения Михаил Мурашко предложил для борьбы с распространением коронавируса рассмотреть вопрос об ограничении передвижения между регионами России: «Вторая волна показывает нам, что возникающие очаги внутри страны в том числе требуют, наверное, рассмотрения определенного ограничения передвижения физических лиц, в том числе между субъектами, а также подчас и внутри субъектов, чтобы ограничить распространение инфекции»
При таком развитии сценария есть вопрос, который особенно волнует туриндустрию - "На какой срок закрывать передвижение?"
Церковь Флора и Лавра или Флоровская церковь - расположена в южной или точнее в юго-восточной стороне Мегреги, на выезде из села в сторону Санкт-Петербурга к федеральной трассе.
Флоровская деревянная церковь является одной из самых древних сохранившихся деревянных церквей Карелии. Она была построена силами местных жителей в период 1613-1620 годов. Есть несколько версий о том, в честь чего построили храм. Одна из версий, что в память побед России в войне со шведами-литовцами. Другая версия, которая выглядит более реальной, была рассказана нам Павлом Пуговкиным, священником финской православной церкви, уроженцем этих мест:
"В память о победе над "черкасами"(запорожскими казаками)и прочими разбойными людьми, которые разоряли Олонецкий край после изгнания из Москвы поляков в 1612 году. По преданию, убитых недругов числом около 3000 человек схоронили неподалёку от места сражения, а погибших защитников Олонца- в братской могиле неподалёку от храма, на месте погребения был установлен памятный Крест, который обновили в 1913 году, дальнейшая судьба его неизвестна. Атаман по прозвищу Перстень был схвачен и в железах отправлен в Москву, где и был казнён."
Освятили храм в честь Флора и Лавра - святых, которые являются покровителями домашнего скота. Есть мнение, что примерно в это время здесь был массовый падеж скота и поэтому местным жителям было важно отдать дань памяти святым и надеяться на их покровительство. Флор и Лавр раннехристианские мученики - они жили во II веке, почитаются Православной церковью 31 (18) августа.
Год назад мы посетили Никольский Адриано-Андрусовский монастырь. Место исторически значимое для Карелии. А часовня эта связана с основателем монастыря.
История печальная. Адриан был приглашен царем Иваном Грозным на крестины дочери Анны. А когда возвращался в монастырь, крестьяне деревни Обжа убили его из корыстных целей. История умалчивает о том, удалось ли поживиться преступникам наживой, но деяние это не удалось скрыть. На месте мученической кончины преподобного Адриана вначале был поставлен поклонный крест, а позже, между 1882 и 1885 годами была воздвигнута часовня с колокольней. Часовня была полностью отреставрирована в период между 2010 и 2018 годами.
Найти часовню непросто. Она не в деревне, а в лесу. Не доезжая до Обжи, со стороны Мегреги, нужно свернуть направо на лесную дорогу и примерно через 1,5 километра будет старинный погост и часовня. В настоящее время дорога в приличном состоянии (2020), проедет любой автомобиль.
В Торосозере мы пытались найти место, а лучше то, что могло остаться от разрушенной в советское время древней Никольской часовни. Здесь долго сохранялась чудотворная икона святителя Николая, о которой сохранилось старинное предание.
Строительство храма было инициировано местными жителями. Первоначально планировали построить хотя бы часовню, однако на первом сельском сборе по этому вопросу прозвучало мнение, что строить надо церковь, чтобы не потерять статус села по старым традициям.
Собрание жителей Куйтежи состоялось 19 сентября 2009 года, где присутствовал олонецкий священник отец Михаил (Тереняк). Большинством голосов жители проголосовали за строительство церкви в центре села. Были мнения о необходимости построить храм на краю села, на месте утраченного старинного, где в советские годы был клуб. Однако центр села был выбран, как удобное место для жителей - чтобы желающим было проще добраться в храм к службе.
В 2013 году началась активная фаза сбора денег и строительство церкви. В 2019 году храм был достроен и начались интерьерные работы.
Сейчас, к 2020 году, Никольский храм в Куйтеже является украшением села. Он как сказочный терем с резными деталями притягивает к себе внимание всех, кто проходит через центральную часть поселка.