Мы покинули остров Маячный и указанным безопасным маршрутом выехали в урочище Конда, где стоит храм Параскевы Пятницы.
Этот путь для меня всегда один из самых сложных в Заонежье и Кижских шхерах. Как правило добираемся сюда во второй половине дня. Вечер и сумерки начинают сгущаться. Берег с храмом видно за 10 километров. 10 километров по прямой, на одном дыхании, но на заканчивающихся силах... Приехали.
Храм был построен в середине XIX века, между 1849 и 1862 годами. Это каменный храм, что для Карелии - редкость и показатель состоятельности местных жителей и прихода. Большое было село - Конда. И вокруг было много маленьких. На сегодня остались только зыбкая память потомков, пустыри среди леса на островах... и одинокий разрушающийся храм Параскевы Пятницы.
- Да, у нас тут автоматическая метеостанция, но некоторые параметры мы снимаем вручную и отправляем через Интернет регулярно. Метеоролог здесь моя супруга, я в роли "дизелиста" - чтобы генераторы и вся техника работала, - рассказывает Николай Георгиевич Богданов, - да что мы говорим на улице, вот только-только чайник согрелся, собака залаяла и я вышел посмотреть, кто к нам пожаловал. Идем чай пить!
- Николай Георгиевич, а как зимовка прошла?
- Зима отличная. Поморозило знатно. Но здесь на острове такая тишина и спокойствие, что никакой мороз или непогода не страшны. Зимой хорошо. И летом замечательно. Супруга вот вчера уехала на материк в Петрозаводск за продуктами и по делам разным. Этой зимой лед крепкий, за припасами съездить не проблема.
- А туристы часто заезжают? Маяк посмотреть, по острову пройтись?
Март месяц - лучший месяц для путешествий к центру Онежского озера, да и к центру всей Южной Карелии - на остров Кижи.
Заповедные берега островов Кижских шхер привлекают искателей приключений и любителей активного отдыха разных интересов. В каждое путешествие можно встретить рыбаков на различной мототехнике. Кайтеров, которые оседлали силу ветра. И даже велосипедистов, которых не пугает снежный покров на льду и опасные торосы на местах гигантских трещин.
Онежское озеро гигантское. Когда планируем поход - выстраиваем главную ниточку маршрута, а к ней подтягиваем пожелания увидеть что-то рядом. Но это рядом очень обманчиво. Видимость над льдами - колоссальная. В ясный день за десятки километров видны острова и маяки. Выбираешь ориентир и начинаешь движение, а ориентир долго не двигается и не меняется. И только последние километров пять - пейзажи и объекты в нем начинают раскрываться и дают понять, что все-таки мы не стоим в белом плену, а двигаемся. И иногда даже быстро.
Ждем наст. Весна хорошо. Но днем. Ночью нам нужна зима. Так чтобы снег в лесу спрессовался и позволил на лыжах, или снегоступах, а еще лучше пешком - ходить в любом направлении.
Уехали с Машей в перспективный лес, где по осени глухарь частенько на нас поглядывал издалека. План поставили себе грандиозный - маршрут на снегоступах на 2 км в одну сторону, с установкой камер в местах, где может быть намек на место токования глухарей или хотя бы на место, где они держатся по весне.
В начале недели чайки массово вернулись в Карелию после южной зимовки. Только-только морозы ослабили хватку - вначале одиночки, а затем и громадные стаи чаек, отвоевывают просторы Онежского озера у коренных зимовщиков - ворон и воронов.
А еще рыбаки на озере - от рассвета и до заката. Любимое время сотен - зимняя рыбалка с каждым днем идет к финалу - мартовская непогода - не повод сидеть дома!
Умирают деревни. Исчезают деревянные дома. Однако некоторым памятникам архитектуры везет - казалось, вот и все, закончена история еще одной исторической постройки. Но с Божьей помощью, с молитвами заонежан, при поддержке волонтеров и государства кое-что удается спасти.
Такая история и у Варваринской церкви из умершей деревни Яндомозеро, что расположена в стороне от берегов Онежского озера в глубине материка. Несколько лет решалась судьба храма. И вот он получил новую прописку - берег Онежского озера, деревня Типиницы. Сегодня храм стоит под крышей, с шатровой кровлей, с луковичными главками и православными крестами в навершии.
Сегодня, 2 марта 2021 года, в Национальном музее Республики Карелия состоялась презентация книги "Карелия вечная и новая".
В книге собрана значимая информация к столетию Карелии: основные достопримечательности, предприятия, театры, музеи, природа, районы и города... Над книгой трудились профессиональные авторы - историки, публицисты, дизайнеры, фотографы, художники. Руководитель проекта - Юрий Шлейкин. В редакционном коллективе состояли - А.В. Коломыцев, М.Л. Гольденберг, В.Н. Лебедева, А.Н. Морозов, О.А.Ромашкина, Э.Г. Растатурина.
В книге присутствуют репродукции известных карельских художников: В.Чекмасов, Б. Помороцев, С. Георгиевская, Г. Стронк, К.Буторов, А.Козлов, В. Попов, Ю.Непринцев, Т.Юфа и другие.
В книге использованы фотографии многих карельских фотографов: Игорь Георгиевский, Виталий Голубев, Владимир Ларионов, Ирина Ларионова, Семен Майстерман, Леонид Николаев, Илья Тимин и другие.
27 февраля 2021 года прошла отчетно-выборная конференция Карельской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов".
Александр Веригин родился в 1959 году, основное образование - МГУ им. Ломоносова факультет журналистики. С 1982 года работал на Центральном телевидении в Москве в главной редакции отдела информации (программа «Время»), дослужился до руководителя отдела российской и зарубежной корреспондентской сети.
В 1987 году Александр сознательно принял таинство Крещения. А в 2013 году пришел в Валаамский монастырь: «Желаю послужить Господу в Святой Валаамской обители. К желанию монашеского жития меня привёл святой благоверный великий князь Александр Невский, память которого отмечается в день моего рождения. Я всегда памятовал духовный путь моего небесного покровителя, который по истечении своих земных трудов принял монашеский постриг. К тому же я постоянно размышляю о происхождении своей фамилии, напоминающей мне о веригах».
В 2014 году Александру дали послушание помогать в Информационной работе Валаамского монастыря. И во многом благодаря ему была создана полноценная информационная служба обители. Создан полноценный сайт, наполнены актуальной информацией соцсети, разработано приложение для смартфонов, собрана команда волонтеров из профессиональных журналистов.
Рано утром 11 сентября 2020 года мы покинули урочище Луза. При входе в Илексу нас встретили орланы-белохвосты. Здесь начинается их дом. Точнее от Водлозера до этих мест - излюбленные места орланов-белохвостов, где они гнездятся и куда возвращаются после зимовки в теплых странах. Орланы улетели за горизонт, а мы ушли вних по реке. Впереди Калакунда.
Калакунда - урочище на берегу одного из порогов реки Илекса. Когда-то здесь была деревня. "Кала" - в переводе с финского, вепсского и карельского - "рыба". «Кунда» - тут не однозначная трактовка перевода. Есть разные версии. Считается, что Калакунда может быть в переводе - "Рыбный род", "Рыбное племя", "Рыбный народ", "Рыбная артель", "Рыбное стойбище" и т.д. История возникновения деревни связана с преданием, что первыми поселенцами в Калакунде были двое беглых солдат-старообрядцев по имени Диомид и Фома. По легенде они взяли в жены девушек из Новгуды и Носовщины и обосновались на реке между двух деревень. Однако, скорее всего это не более чем легенда, так как документов не нашлось.