Координаты: 62.534909, 35.057095
Часовня является памятником архитектуры федерального значения и была построена на границе XVII-XVIII вв.
Официальное название часовни "Архангела Михаила в Паяницах". Но существует версия, что часовня была освящена в честь Святого Георгия. На сегодня документальных подтверждений версий не встречено. Не исключено, что часовня могла быть посвящена двум значимым в христианстве фигурам - и Архангелу Михаилу, и Святому Георгию Победоносцу.
Деревянная часовня Архангела Михаила (XVII-XVIII вв) в Паяницах стоит на высоком холме, возвышаясь над несколькими старинными селениями, которые входят в единый куст деревень под общим названием Паяницы.
В Паяницы входило несколько населенных пунктов, из которых на сегодня сохранились три - Подгорская, Фоминская и Бережная.
С холма, где стоит часовня, отличный обзор на всю округу. И сама часовня как будто присматривает за окрестными деревнями и их жителями.
Часовня выполнена из соснового бревна и имеет два основных помещения - притвор и молельная комната. Из притвора можно подняться на "второй" ярус с балконом - это была ранее колокольня. Колокола не сохранились до наших дней. Надо отметить, что такое композиционное решение - когда колокольня под единой кровлей с молельным помещением и расположена как бы на балконе второго яруса часовни - редкость. Именно поэтому часовня является знаковой и отличительной от многих других часовен Заонежья.
Часовня богато украшена резными деревянными украшениями - наличники, подзоры, столбики. Кровля выполнена по безгвоздевому принципу "по курицам и потокам". На сегодня задняя (восточная) часть часовни обшита тесаной доской.
Осенью 2013 года началась реставрация памятника деревянного зодчества федерального значения — часовни Михаила Архангела в д.Паяницы. Реставрация была успешно завершена. Работы проводились за счет федерального бюджета - сумма финансирования составила 1,3 млн. рублей. В результате был восстановлен первоначальный облик часовни - заменены ветхие и прогнившие несущие элементы конструкции, полностью перебрана кровля, восстановлены главки с крестами, декор звонницы, отремонтированы окна и двери.
Информация с сайта Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия»:
Реставрация часовни в деревне Паяницы Медвежьегорского района 24.10.2013 г.
Начались ремонтно-реставрационные работы на памятнике деревянного зодчества федерального значения — часовне Михаила Архангела в д.Паяницы. Работы проводятся за счет средств федерального бюджета реставрационной организацией ООО «Экситон» (г.Петрозаводск).
Часовня расположена на скалистой гряде, позади жилой застройки деревни Паяницы в Заонежье. Является активной высотной доминантой поселения. Построена в конце XVII - начале XVIII вв., за период существования несколько раз перестраивалась с изменением архитектурного облика. В настоящее время представляет собой двухчастную часовню, состоящую из молельни и небольшого притвора. С запада к притвору примыкает открытая двухъярусная галерея, состоящая из двухмаршевого крыльца и надстроенной над ним звонницы. Все объемы часовни, включая звонницу, объединены общей двухскатной крышей. На крыше над молельней установлена главка с крестом. Декор представлен резными столбами галереи и звонницы, резными причелинами и подзорами.
Проект реставрации выполнен специалистами ЗАО «ЛАД» (г.Петрозаводск) в 2008 году за счет средств из бюджета Республики Карелия. В состав запланированных работ входит замена ряда элементов конструкций часовни, пришедших в ветхое состояние, реставрация крыши над молельней и притвором, главки с крестом, ограждения звонницы, оконных и дверных заполнений, декоративных элементов. По завершении реставрационных работ на часовне будет установлена молниезащита. Общий объем финансирования составляет 1,3 млн. рублей.
Паяницы (Подгорская, Фоминская, Бережная) — куст деревень в составе Шуньгского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия.
Куст деревень Паяницы находится на восточном берегу озера Путкозеро рядом с рекой Путка, которая через несколько километров к северу впадает в Онежское озеро. Рядом расположены деревни Батова, Верхняя Путка, Онтова, Перхина, Ионина Гора, Бережная, Подгорская и Фоминская. Все деревни — жилые, за исключением Иониной Горы (по состоянию на 2013 год), хотя ранее некоторые из них уже имели статус заброшенных (например, по данным за 1989 год, таковыми были Верхняя Путка, Ионина Гора и Фоминская). Бережная — наиболее крупная из деревень данной группы.
Северо-западнее Бережной на противоположном берегу Путкозера — бывшие населённые пункты Селезневского общества Сайпелда (ныне урочище), Шабалина (или Шабалдина, Шабалдина Средняя) и Щепино (Щепина), юго-западнее - Городок (109 м) и Манина (107,2 м).
Бережная (встречаеются наименования Бережская, село Бережское) вместе с Подгорской и Фоминской (встречается как Михайловщина) это и есть единый «куст» деревень — Паяницы. Паяницы входили в состав Селезневского общества Шунгской волости Повенецкого уезда Олонецкой губернии (по данным 1905 года). Собирательное название Паяницы прочно вошло в обиход и традиционно используется для обозначения всех трёх населённых пунктов. Что конкретно означает "Паяницы" - данных пока не найдено. В Карелии известна траидиция называть несколько деревнь объединенных единой местностью одним названием - так в Кондопожском районе Карелии, деревни на северо-восточном и северном берегу озера Сандал имеют единое обозначение - Сележи.
Согласно данным 1905 года, в Паяницах проживали преимущественно крестьяне, имелся скот (лошади, коровы и пр.).
Новомученик священник Николай Богословский родился в деревне Паяницы. Подробную информацию можно прочитать в статье Татьяны Мошиной:
Священномученик Николай Богословский родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. По окончании Казанской Духовной семинарии в 1897 году он был рукоположен во священника и служил до 1918 года, когда поступил в Казанскую Духовную академию, которую к тому времени, несмотря на начавшиеся гонения, сумел сохранить ее ректор, епископ Анатолий (Грисюк).В 1921 году о. Николай окончил академию, но служить в храме стал только с 1925 года - сверхштатным священником Свято-Духовского кафедрального собора в Петрозаводске. В 1926 году отец Николай был возведен в сан протоиерея, 30 октября 1929 года утвержден штатным священником собора. В этом же году. храм закрыли, и все его духовенство перешло служить в церковь во имя великомученицы Екатерины. Здесь отец Николай прослужил до 1937 года, когда было арестовано все духовенство храма. Священники обвинялись в создании контрреволюционной группы церковников. Протоиерея Николая забрали 31 августа и заключили в тюрьму в Петрозаводске. Допросы начались сразу же после ареста и продолжались в течение двух месяцев. Только Богу ведомо, что пришлось пережить в условиях неволи и мучительств протоиерею Николаю, но он не подписал ни один из тех протоколов следствия, в которых следователь требовал признания в выдвинутых против него обвинениях в контрреволюционной деятельности. "Участником контрреволюционной организации я не являюсь и о существовании такой организации мне ничего неизвестно", - заявил отец Николай. 2 ноября 1937 году тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле в пригороде Петрозаводска.
Текст и фотографии подготовил: Илья Тимин, 2017-2018.
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5:13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.