Часовня стоит на высоком холме на деревенском погосте деревни Колгостров, которая расположена на одноименном острове Колгостров, что находится примерно в средней части Уницкой губы Онежского озера рядом с южным берегом в Кондопожском районе Республики Карелия.
Часовня известна со второй половины XVIII века. Дважды реконструировалась и последний раз реставрировалась уже в XXI веке (2007 год). Вокруг погоста (кладбища) раньше была небольшая деревянная ограда на небольшом каменном основании из валунов, но к 21 веку - от ограды почти ничего не осталось, только парадные ворота, которые были восстановлены в XXI веке.
К 2018 году церковь продолжает стоять на берегу Малой Лижемской Губы Онежского озера в деревне Лижма, почти в самом устье реки Лижма. Но за времена бездуховности Советского Союза храм растерял былую красоту, которая на сегодня не возрождена. После 1917 года - в стране началась планомерная борьба в с религией и постепенно храмы сжигались, разрушались, превращались в клубы, склады или, в лучшем варианте, в библиотеки и музеи. Никольская церковь в Лижме прошла весь путь трансформации и до сих пор в стены храма врезаны большие складские двери, а к алтарю пристроена пристройка хозяйственного назначения.
Часовня деревянная, выполнена из бревен и обшита тесом. Скорее всего время первоначальной постройки первая половина XIX века. По имеющимся останкам можно уверенно предположить, что это была часовня клетского типа, под двускатной единой кровлей, с шатровой колокольней на бревенчатом четверике, которая возвышалась над большим помещением, скорее всего выполняющими роль входной зоны - сеней и притвора.
К 2018 году от часовни остались только развалины - крыша над молельным помещением полностью сгнила и провалилась. Остался очень маленький фрагмент кровли от четверика колокольни до края стен притвора. Но и эти фрагменты на сегодня сильно повреждены и не сдерживают осадков. Фактически, единственное уцелевшее помещение - это притвор, который сохраняется только за счет потолочного перекрытия, которое явно переделывалось в 20 веке, уже после того, как была утрачена основная часть колокольни.
Если часовню или церковь во времена падения духовности в СССР не сожгли, то она вполне могла спастись при наличии тайных верующих или благодарных потомков, помнящих своих отцов и матерей. Или, если вдруг, музей какой брал шефство над памятником архитектуры.
Если чуда не произошло - часовни и церкви, как правило, умирают медленно и стойко - православное зодчество отличается крепостью и выносливостью. И чем дальше от людских глаз и злачных мест святыня - тем больше у нее шансов дожить до современности и быть спасенной. Но современный человек-разумный не всегда имеет вразумление по чести и совести. Поэтому капля за каплей история и отеческие корни выпиливаются то ножовкой с топором, то пером, то бензоинструментом.
Часовня в Мянсельге построена в середине XVIII века (в ряде источников указывается дата - 1750 год) и является памятником архитектуры регионального значения. Заявлена как и многие часовни, как охраняется государством как всенародное достояние.
Деревянная клетская часовня с шатровой звонницей на берегу озера Сандал. Точная дата постройки не известна, но приблизительно середина - вторая половина XVIII века. Изначально часовня стояла в деревне Лукиннаволок Кондопожского района. Постановление №199, от 21.04.1971, Совет Министров КАССР о присовении статуса архитектурного памятника. В 1989 г. перевезена в деревню Ерши из Лукинннаволока (письмо-разрешение СМ РСФСР от 24.04.89 г. №5812-14-3). Фактически перевозка это и был последний и единственный этап реставрации, когда все самые испорченные элементы были заменены и возможно несколько изменился первоначальный вид (возможно было изменено крыльцо).
С наивысшей точки горы Белой на берегу реки Тивдийки - открывается красивый вид на деревню, лес, реку, а также церковь Казанской Божьей матери в селении Белая гора.
Над деревней возвышается необычная для Карелии каменная церковь во имя Иконы Казанской Божьей Матери, построенная в 1856 году рядом с одноименной деревянной церковью. Строительство нового храма было инициировано Его Сиятельством, Господином бывшем Министром Уделов, графом Львом Александровичем Перовским.
"При личном обозрении мраморных ломок, в 1853 году, Его Сиятельство нашли, что старая деревянная церковь недостаточна для такого количества прихожан, и вследствие его ходатайства было разрешено строительство нового каменного храма."
Церковь эта знаменита тем, что архитектором ее был Константин Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве. Церковь выполнена в византийском стиле, с элементами готической архитектуры. Колокольня-башня с высоким шатром в качестве крыши в европейском стиле и высокая башня-звонница над основным молельным помещением с куполообразной закругленной главкой. На верху и шатра и купола - маленькие круглые главки в основании крестов. Правда, самих крестов к 2018 году уже давно нет.
Петропавловская церковь на острове Лычный построена в 1620 году. Высокий шатер конструкции "восьмерик на четверике" высится над молельным помещением под двускатной кровлей. С востока пристроен более низкий чем основное помещение алтарь также под двускатной кровлей. Большая трапезная с сенями, к которым с юга к пристроено массивное крыльцо с высоким подъемом под двускатной кровлей с небольших изгибом, держащейся на резных столбах. Сохранены многочисленные резные украшения - причелины, столбики, подзор шатра и декоративные причелины между восьмериком и четвериком. Под сенями и крыльцом - небольшое хозяйственное помещение. Из сеней сохранился выход в колокольню, которая не сохранилась. Над сохранившимся шатром декоративная луковичная главка крытая лемехом с восьмиконечным крестом в навершии.
Времена "Великой смуты" оставили свой отпечаток на территории Обонежской пятины и Заонежья. Сохранились упоминания, что в январе 1614 г. шла осада Шунгского и Толвуйского острогов "черкасами" - отдельными небольшими польско-литовскими отрядами. Войска Богдана Чулкова (официального царского ставленника-воеводы) руководили обороной и сумели отстоять Заонежские крепости. Но окрестные деревни были сильно разграблены. Предполагается, что в этот период и Лычный остров сильно пострадал. Есть упоминания, что Петропавловская церковь здесь была в XVI веке (1583 г). Но была ли она сожжена "черкасами" или просто ей на смену пришла новая, построенная в 1620 году церковь - неизвестно. Однако удивительное совпадение, что буквально через пять лет после набега поляков с литовцами был построен новый храм - скорее всего причина именно в разорении и сожжении не только домов, но и святынь.
Часовня расположена на юго-восточном мысу острова Малый озера Лижмозера в Кондопожском районе Карелии. На сегодня часовня надежно спрятана от посторонних взглядов - стеной леса, который обступил ее со всех сторон. Время постройки часовни пока не установлено, но по характерным признакам можно точно утверждать, что не позднее середины XIX века. Скорее всего, это конец XVIII - начало XIX веков. Более точную информацию добавим позже, если удастся уточнить ее в Национальном Архиве Карелии.
Здание состоит из трех частей - классическая клетская часовня под единой двускатной кровлей, пристроенная шатровая колокольня на восьмиугольном основании, которое стоит на четырехстенном срубе и пристроенное с южной стороны массивное парадное крыльцо-вход под двускатной кровлей. Все здание обшито тесом (деревянной доской), а внутри тесанные бревенчатые стены. Здание часовни покрашено в желтый цвет, а колокольня в красный. Колокольня имела деревянную главку с восьмиконечным крестом, на двускатной крыше часовни над молельным помещением - деревянная луковичная главка с восьмиконечным деревянным крестом.
Православный храм в городе Кондопога Республики Карелия, объект культурного наследия федерального значения.
Успенская церковь является памятником деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея.