Координаты: 62.377173, 34.509800
Церковь продолжает стоять на берегу Малой Лижемской Губы Онежского озера в деревне Лижма, почти в самом устье реки Лижма. За времена советской эпохи храм растерял былую красоту. После 1917 года, в стране началась планомерная борьба с религией, храмы сжигались, разрушались, превращались в клубы, склады или, в лучшем варианте, в библиотеки и музеи. Никольская церковь в Лижме прошла весь путь трансформации и до сих пор в стены храма врезаны большие складские двери, а к алтарю пристроена пристройка хозяйственного назначения. Однако, в современной России местные жители начали восстановление святыни, за которым можно следить на страничке: https://vk.com/public215539454.
Здание храма деревянное - из четырех уровней - небольшой алтарь, высокое основное молельное помещение, чуть ниже трапезная и еще ниже притвор. Все помещения, кроме алтаря под независимыми двускатными кровлями. Алтарь под крышей из пяти "лепестков".
Под церковь был сооружен основательный каменный фундамент, что было редкостью для деревянных церквей того периода. Возможно именно за счет мощного фундамента - здание церкви простояло до сегодняшних дней без основательных разрушений, так как отличалось крпостью постройки и это использовалось властями для хозяйственных нужд "народного" хозяйства.
По данным из Национального архива Карелии (предоставила Ирина Петухова, заместитель директора):
"Лижемская церковь начата строительством в 1855 и закончена в 1860 году. Деревянная с колокольней. Освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая. В ней три престола: главный во имя Живоначальной Троицы с теплыми приделами в честь Успения Божией Матери и Святителя Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца. Священником в 1890 году в Лижемском приходе был Василий Иванович Плотников, 1829 г.р. Никольской Лижемской церкви принадлежал также один дом, для священника и псаломщика. Построен он был на средства с-петербургского купца Василия Громова."
Также интересную информацию сообщают "Олонецкие губернские ведомости" за 1901 год:
"Начало существованiя прихода Лижемскаго опредѣлить также трудно, потому что въ 1838 году, вмѣстѣ съ церковiю во имя Св. Чудотворца Николая, сгорѣли и письменные памятники основанiя церкви и прихода. По преданiю старожиловъ сгорѣвшей церкви считалось тогда около 200 лѣтъ и говорилось, что она была первая. Основываясь на этомъ преданiи, можно предполагать, что приходъ существуетъ уже третье столѣтiе.
Церквей въ приходѣ двѣ – деревянныя. Одна мѣстная трехпридѣльная, начатая постройкой (на мѣстѣ сгорѣвшей въ 1838 г.) въ 1855 г. и окончена въ 1860 году, придѣлы въ ней а) въ честь Живоначальныя Троицы, большой и малые, въ честь Св. Николая Чудотворца и в) въ честь Успенiя Божiей Матери. Вторая - приписная, въ деревнѣ Илемской сельгѣ въ 10 верстахъ, во имя Св. Фрола и Лавра перестроена изъ часовни усердiемъ прихожанъ и благотворителей и освящена въ 1878 г.
До 1868 года была еще церковь въ Лижемскомъ погостѣ въ честь преподобнаго Нила Столбенскаго, также деревянная, но 18 января сгорѣла; строилась и поддерживалась владѣльцами завода и называлась потому заводской.
Особенныхъ древностей и рѣдкостей въ археологическомъ отношенiи при церкви не имѣется, но нельзя не указать а) на Св. Потиръ не пробнаго серебра, позолоченный, на нижней части котораго надпись полууставомъ такая: “Лѣта з апрелiа въ i построилъ сей Стый потиръ въ церковъ Iаковъ Никитичъ Одоевскiй что въ Кремлѣ городѣ на его дворѣ”. б) Лжица - формою и величиною похожая на обыкновенную крестьянскую столовую ложку, серебрянная. в) Въ придѣлѣ Св. Николая въ алтарѣ, на горнемъ мѣстѣ, образъ Живоначальныя Троицы съ предстоящими по сторонамъ Препод. Зосимою и Савватiемъ Соловецкими, писанный живописью на каменной доскѣ. На каменной же доскѣ образъ Вседержителя съ предстоящими святыми.
Плотников А. Лижемский приход Петрозаводского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1901. № 117. С. 2; № 118. С. 3; № 119. С. 3; № 120. С. 2; № 127. С. 2; № 129. С. 3; № 130. С. 2; № 131. С. 2; № 132. С. 2; № 133. С. 3; № 134. С. 2. Плотников А. Лижемский приход Петрозаводского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1901. № 117. С. 2.
Лижма (карел. Lиžmи) — деревня в составе Кедрозерского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия.
Расположена на берегу Малой лижемской губы в северной части Онежского озера.
Численность населения в 1905 году составляла 432 человека.
Село Лижма известно подвижниками Православия. Есть большое исследование Калашниковой Регины Борисовны (г.Петрозаводск), котрое называется "Священники Плотниковы из села Лижма. Устная история семьи." - информацию можно найти на сайте Музея-Заповедника "Кижи" или скачать прилагаемый Word-файл ("Священники Плотниковы из села Лижма. Устная история семьи.")
Фотографии и подготовка текста: И. Тимин, 2018-2022.
Одним из самых известных священиков из Лижмы из рода Плотниковых стал Архиепископ Венедикт.
Архиепископ Венедикт (в миру Виктор Васильевич Плотников; 25 октября 1872, село Лижма, Олонецкая губерния — 16 августа 1937, Ленинград) — епископ Русской православной церкви, с 7 декабря 1936 архиепископ Казанский и Свияжский.
Окончил Олонецкую духовную семинарию (1893).
С 1893 года — псаломщик Петрозаводского кафедрального собора и учитель пения духовного училища.
20 июля 1894 года женится на Лидии Малиновской, дочери учителя Петрозаводского духовного училища.
С 15 августа 1894 года — священник Петрозаводского кафедрального собора.
В 1895—1898 году — священник Вытегорского Воскресенского собора.
В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1902—1918 годах — законоучитель и настоятель церкви Петроградского Павловского женского института и законоучитель разных учебных заведений.
В 1918 году служил в Никольском Морском соборе в Кронштадте.
В 1919—1920 — ключарь Исаакиевского кафедрального собора Петрограда.
Овдовев, в 1919 году принял монашество.
В мае 1920 был арестован, затем освобождён.
С 28 августа 1920 года — епископ Кронштадтский, викарий Петроградской епархии (хиротонию возглавил митрополит Вениамин (Казанский)).
В 1922 году арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Был одним из обвиняемых на процессе митрополита Вениамина и других петроградских церковных деятелей, приговорён к расстрелу, который был заменён пятью годами заключения. 30 ноября 1923 года освобождён.
С 9 января 1924 года управлял Олонецкой епархией, в феврале 1924 — декабре 1925 года — Петроградской епархией.
Активно боролся с обновленческим движением, был решительным противником компромиссов с обновленцами, за которые выступала часть патриархийного духовенства, включая известного ленинградского протоиерея Николая Чукова. Издавал антиобновленческие воззвания, адресованные духовенству и мирянам Петроградской епархии. Когда по настоянию епархиального совета владыка Венедикт встретился с обновленческим иерархом Николаем Платоновым, то заявил, что
без разрешения центра он вступить в переговоры не имеет права и, что следует сначала Синоду договориться с митрополитом Петром Крутицким. Да и говорить о примирении нет особой надобности: желающие мира всегда могут получить его, покаявшись в своих заблуждениях.
18 декабря 1925 года вновь арестован по делу «нелегального Совета епископов». 26 апреля 1926 года приговорён к трём годам ссылки в Сибирь. Находясь в ссылке, поддержал Декларацию Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
В апреле 1929 года освобождён из ссылки, жил в Нижнем Новгороде.
С 1931 года — управляющий Вологодской епархией (с титулом епископа Кронштадтского).
4 апреля 1933 года возведён в сан архиепископа.
С 16 июня 1933 года — архиепископ Вологодский и Тотемский.
С 5 октября 1933 года — архиепископ Новгородский.
В 1934 году Вызывался на летнюю сессию Временного Патриаршего Священного Синода[1].
5 сентября 1936 года уволен на покой (очевидно, в связи с лишением его гражданскими властями регистрации в качестве «служителя культа»).
С 20 декабря 1936 года — архиепископ Казанский и Свияжский.
28 февраля 1937 был арестован в Казани как «идейный вдохновитель и организатор контрреволюционной организации церковников, существовавшей в Ленобласти с 1932 г.» Препровожден в Ленинград, где приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.
Престольные праздники:
Николая Чудотворца - Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
19 декабря и 22 мая - дни чествования свт. Николая Чудотворца
Никола́й Чудотво́рец; Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Ликия — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но, в основном, детей.
Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки.
В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.
Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.
Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое.” В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил (дал пощечину) лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.
Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.