Координаты: 62.492939, 33.995639
Петропавловская церковь на острове Лычный построена в 1620 году. Высокий шатер конструкции "восьмерик на четверике" высится над молельным помещением под двускатной кровлей. С востока пристроен более низкий чем основное помещение алтарь также под двускатной кровлей. Большая трапезная с сенями, к которым с юга к пристроено массивное крыльцо с высоким подъемом под двускатной кровлей с небольших изгибом, держащейся на резных столбах. Сохранены многочисленные резные украшения - причелины, столбики, подзор шатра и декоративные причелины между восьмериком и четвериком. Под сенями и крыльцом - небольшое хозяйственное помещение. Из сеней сохранился выход в колокольню, которая не сохранилась. Над сохранившимся шатром декоративная луковичная главка крытая лемехом с восьмиконечным крестом в навершии.
Времена "Великой смуты" оставили свой отпечаток на территории Обонежской пятины и Заонежья. Сохранились упоминания, что в январе 1614 г. шла осада Шунгского и Толвуйского острогов "черкасами" - отдельными небольшими польско-литовскими отрядами. Войска Богдана Чулкова (официального царского ставленника-воеводы) руководили обороной и сумели отстоять Заонежские крепости. Но окрестные деревни были сильно разграблены. Предполагается, что в этот период и Лычный остров сильно пострадал. Есть упоминания, что Петропавловская церковь здесь была в XVI веке (1583 г). Но была ли она сожжена "черкасами" или просто ей на смену пришла новая, построенная в 1620 году церковь - неизвестно. Однако удивительное совпадение, что буквально через пять лет после набега поляков с литовцами был построен новый храм - скорее всего причина именно в разорении и сожжении не только домов, но и святынь.
Новая Петропавловская церковь, была построена на самом высоком месте острова в 1620 году. Шатровая конструкция "восьмерик на четверике" с высокой колокольней, большой трапезной, молельным помещением и алтарем. Церковь за свою историю многократно перестаивалась и изменялась. Специалисты по архитектуре и реставрационным работам отмечают, что в XVIII-XIX веках с западной стороны к храму примыкала шатровая колокольня, которой сейчас нет. Т.е. все выглядело так - высокий шатер над модельным помещение и алтарем, трапезная, сени с крыльцом и еще один высокий шатер с колокольней.
Во времена СССР Петропавловская церковь на острове Лычный получила статус архитектурного памятника и периодически здесь проводились реставрационные работы. Периодические православные христианские службы в Храме стали проводить только уже в современной истории 21 века. Но сама церковь находится в аварийном состоянии - осадки проникают внутрь и это провоцирует цепочку разрушений. Немногочисленные жители окрестных деревень рассказывают, что когда-то обещалось, что храм будет восстановлен полностью и сюда вернут родной или новый иконостас, а кроме внешнего архитектурного облика Петропавловская церковь обретет свою внутреннюю наполненность красотой православного богослужебного устройства. На сегодня внешний облик сохранен, а внутри все сложно - повсеместно временные подпорки, затычки, а вместо иконостаса, икон неба и царских ворот - различные приношения от паломников в виде икон разного размера и прочей православной атрибутики - без единого стиля или системы.
Петропавловскую церковь на острове Лычном называют "Первенец Прионежской школы шатровых храмов". Но на сегодня о многих церквях этого типа остались лишь сухие упоминания в документах: Никольская церковь в Линдозере (1634), Рождества Богородицы в Гимреке (1659-1695) и Вознесенская в Типиницах (1761) Но есть и храмы, что дожили до наших времен - Варваринская в Яндомозере (1656), которая сейчас перевезена в Типиницы. А вершиной мастерства прионежского зодчества был знаменитый Успенский храм в Кондопоге (1774 год постройки), который был утрачен всего несколько лет назад.
Фотографии, видео и подготовка описания: Илья Тимин (по результатам экспедиций 2018 - 2023).
Если взглянуть на карту Кондопожского района Карелии - то в самом центре будет озеро Сандал, а если еще чуть-чуть приглядеться - можно увидеть и остров Лычный.
Добраться на остров не сложно. Есть только два важных условия - или наличие лодки летом, или снегохода и лыж зимой. Проще всего доехать на автомобиле до деревень на северном берегу Озера Санндал - Ерши или Антипинская. Здесь выйти на воду или лед и доехать до острова, который расположен прямо перед северным берегом озера. В зимнее время на 2017 и 2018 год на острове жителей нет, однако дорога до береговых деревень чистится - поэтому проблемы доехать на автомобиле не будет. В летнее время все сандальские деревни полны жителями - дачники, пенсионеры, школьники-каникуляры. Многие жители северных деревень озера Сандал привыкли к тому, что приезжают туристы и просят свозить их на остров Лычный - поэтому почти всегда можно договориться на переправу.
Сандал (можно встретить упоминания как Сандало) - одно из крупных озер Карелии и Кондопожского района. Несколько десятков островов и самый крупный из них - Лычный. Считается, что здесь расположена одноименная деревня Лычный остров (есть упоминания "Лычная"), но современные местные жители разделяют их на Южную и Северную деревни. Так и называют Южная и Северная деревни Лычного острова.
Первое упоминание об этих местах и конкретно о погосте на Лычном острове приходится на вторую половину XV века. Вся эта территория входила в местность под названием Обонежская пятина. Многие деревни здесь были во владениях новгородских бояр Марка Панфилова и Ивана Девятого. Но понятие "крепостное право" здесь не присутствовало, т.е. все крестьяне были вольными. Согласно писцовым книгам середины XVI века, поселение на Лычном острове включало к тому времени 21 двор, а местные крестьяне промышляли рыбной ловлей и земледелием. Популярной к вылову и продаже рыбой была ряпушка, а сеяли рожь. Про земледелие стало известно в 1785 г. благодаря путешественнику-натуралисту Н.Я. Озерецковскому, который обратил внимание на это. В его "Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому" описывается: "Вся поверхность острова усыпана каменьями; несмотря на сие довольно на нем имеется пашни, и рожь каждый год очень хорошо родится. Старожилые на сем острове люди урожай хлеба приписывают тому, что мелкий плитник, которым там все пашни покрыты, защищает корень ржи и другого хлеба как от солнечного зноя, так и от холода летом случающегося, притом всегда сохраняет в земле нужную для питания хлеба влагу".
Озерецковский в своем дневнике "Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому" описывает на Лычном острове отдельную "Северную деревню", что означало, что даже в те времена считалось наличие на острове двух деревень, которые традиционно для новгородской традиции называли Северный конец и Южным конец (подразумевая концы единого селения).
По переписи на 1892 г., две деревни островного села включали в себя 34 двора, в которых жили 251 человек обоего пола. В 1926 г. "деревня Лычный остров" насчитывала 222 человека обоего пола, в 1933 г. - 209. Местные крестьяне были этническими карелами с двойными, русско-карельскими фамилиями: Назаровы-Назаркен, Медведевы-Кондиайжен, Ульяновы-Улляшун, Осиповы-Оськан и т.д.
История 20 века для этих мест традиционная - жителей постепенно сгоняли в укрупняемые центральные населенные пункты, а привычные пути снабжения удаленных уголков "замораживали" - таким образом Лычный Остров из жилой деревни превратился в формат летнего дачного поселка. Но домов здесь почти не осталось, так как удаленность места не позволяет горожанам надежно ухаживать за своим хозяйством. Некогда процветающий край постепенно теряет красоту времен своего расцвета.
Выдержка из исторических исследований местности в районе озера Сандал:
Ликвидируя последствия шведского и польско-литовского нашествий и укрепляя аппарат власти на местах, правительство в 1624 году назначило в Заонежские погосты особого воеводу, а в 1694-1696 годах кижские крестьяне были приписаны к Олонецким заводам. В начале XVIII века Лычноостровское поселение входило в Олонецкий уезд, переименованный сначала в долю, а с 1719 года в Олонецкую провинцию, составлявшую часть Ингерманландской (Петербургской) губернии. В 1785 году на озере Сандал побывал академик Н. Я. Озерецковский, направлявшийся "на Тивдовскую мраморную ломку, с которой мрамор привозят в губу Кондопагу и, в ней погрузя на галиоты, отправляют по Онежскому озеру в реку Свирь и так далее до Петербурга". Путешествуя по Сандалу, Н. Я. Озерецковский побывал в деревнях Нигостров, Тава-гора, Ерши, Матюков наволок и в Лычноостровском погосте "на острове Лычном, в пяти верстах от Тивдии лежащем". По словам путешественника "остров сей" был "длиною версты в четыре, а шириною инде на версту, инде на две. С северной стороны далеко внутрь оного простирается большая заводь или губа, которая ширину острова в том месте нарочито уменьшает. Кроме села Лычного находится еще на сем острове деревня Северною называемая, за которою по скату горы почти на самой земной поверхности много попадается амианта, незрелого асбеста и черного шифера большими глыбами". Поражаясь увиденному, Н. Я. Озерецковский отмечал, что "вся поверхность острова усыпана каменьями", но "несмотря на сие довольно на нем имеется пашни, и рожь каждый год очень хорошо родится. Старожилые на сем острове люди урожай хлеба приписывают тому, что мелкий плитник, которым там все пашни покрыты, защищает корень ржи и другого хлеба как от солнечного зноя, так и от холода летом случающегося, притом всегда сохраняет в земле нужную для питания хлеба влагу".
В 1873 году село "Лычное (Северный и Южный Конец) при оз. Сандалы" входило в состав Петрозаводского уезда второго стана, лежащего по левую сторону от тракта Петрозаводск-Повенец, и в нем насчитывалось 30 дворов, в которых проживало 204 человека (102 мужчины и 108 женщин — карелы, 2 мужчины и 2 женщины — финны). В селе имелись приходское училище и мельница, а на погосте стояли 2 православные церкви. Вокруг погоста на материке группировалось 5 поселений. На берегу озера стояли деревни Матюков-Наволок (Матюки) с 10 домами и часовней и Ершовская, в которой было 24 дома, часовня и мельница, а на сельге за Ершовской находились еще три поселения: "У Владимирской (эпос.: Конда и Ояжа)", "Ригой сельга (Тимой гора)" и "Ковкой-Сельга (Колчина-Сельга)", в которых имелся 61 дом и три часовни.
К 1892 году число дворов в Лычном Острове возросло до 34. При этом к деревням Ершовская (Ершин-Эрясин), Владимирская (Конды и Ояжи), Ковкой сельга (Коукошельг) с Каягиной сельгой (Кайконшельг), Ригой сельга (Риихишельг) с Тимой горой (Тимоймяги) и Матюков наволок (Маттю-ниеми), в которых насчитывалось 108 домов с 927 жителями, добавился "выселок из деревни Лычнаго Кондий наволок" (Кондиниеми) с одним домом. В 1905 году численность населения в деревне Лычный Остров достигла 260 человек, и в ней имелась школа и 37 жилых домов, в которых проживала 41 семья (130 м. п. и 130 ж. п.) и содержалось 52 лошади, 100 коров и 140 овец. На 1926 году деревня Лычный Остров уже входила в состав Сележского сельского совета Кондопожского района КАССР и в ней числилось 45 крестьянских хозяйств и 222 человека (105 мужчин и 117 женщин). В числе жителей деревни было 207 карел и 15 русских, А к 1933 году численность населения в деревне уменьшилась до 209 человек, которые все значились карелами…В это время в деревне Лычный Остров — Южный Конец (Кесикюля), расположенной у небольшой загубины на южной оконечности острова, существовало 20 жилых домов, 5 бань, 1 ригача, 1 зерновой амбар, а также построенные в период коллективизации конюшня и склад-амбар рыболовецкого колхоза "Ударник". Деревня имела смешанную планировку. В ней наличествовало два "ряда" домов, именуемые в среде местных жителей "верхней" (ближний к погосту) и "нижней" (южный) "улицами". Дома в рядах были направлены лицевыми фасадами Одновременно "на юг" и к озеру, а перед ними на пологом склоне разметались дома в более характерной для карельских поселений свободной (бессистемной) планировке.Из 20 жилых домов южной деревни 4 дома были полностью двухэтажными. Все постройки представляли собою дома-комплексы под общей двухскатной симметричной крышей. Все без исключения сараи-сеновалы домов-комплексов имели взвозы и были подперты сзади мощными столбами-устоями для замены быстро сгнивавших хлевов, расположенных на первом этаже в пространстве двора. На лицевом фасаде всех изб было по 3, а у горниц — по 2 окна. Стоявшие во внутренних углах изб духовые белые печи своими устьями были направлены к боковым стенам в сторону входа и имели рундуки-"каржины" для спуска в подклет, а горницы отапливались лежанками.
В свою очередь внешне схожая по планировке деревняСеверный конец, имела свои особенности. Более старыми в свое время были дома, стоявшие в центре деревни и образующие небольшую, закрытую со всех сторон площадь, а дома, расположенный на южной и северной околицах, казались более молодыми. Всего в северной деревне имелось 15 жилых домов, а перед входом в деревню со стороны погоста размещалась колхозная конюшня. Традиционную для карел внутреннюю планировку жилища в виде пятистенка с продольным асимметричным перерубом имели 14 построек, 3 дома-комплекса в деревне были двухэтажные, из числа которых особо выделялся дом П.В.Ульянова (Улляшун). Над его вторым этажом была устроена просторная светелка, на которую можно было попасть по лестнице из сеней. А окно светелки выходило на огромный декоративный трехарочный балкон, украшенный богатой резьбой. Дом был неимоверно велик. Только подпорные столбы, на которых покоился сарай-сеновал, имели высоту около 3 м и диаметр более 70 см, а в проемах двух дворовых и одних поветных ворот, казалось, могли свободно разъехаться двое саней.
Стоить отметить, что к середине 20 века на острове Лычном были сохранены обветшалые две церкви. Зимняя Сретенская церковь и летняя Петропавловская. Они видн на фотографии В. Ополовникова "Лычноостровский погост в 1949 году".
А общий вид Петропавловской церкви к началу 20 века есть на рисунке Р.Л. Сологуба. Церковь была обшита тесом. И колокольня на родном месте.
Святые апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что больше всех потрудились в деле распространения Евангельской проповеди; в новозаветной книге Деяний апостольских преимущественно повествуется об их трудах.
Их жизни, начавшиеся по-разному, объединил Христос-Спаситель. Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.
Апостолы Петр и ПавелАпостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.
Апостолы Петр и ПавелВнук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.
Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к 'пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании' - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.Петр апостолВторое Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда - в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: 'Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне'.
К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем 'сосуд избранный Себе', на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: 'Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?' На вопрос Савла: 'Кто Ты?' - Господь ответил: 'Я Иисус, Которого ты гонишь'. Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его 'пастырских посланиях' - к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.
Избиение апостолов Павла и СилыВесной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
Апостол ПавелПри общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего обращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все - дело Его милости.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним 'столпом' Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.