Координаты: 62.472518, 34.465032
Часовня деревянная, выполнена из бревен и обшита тесом. Скорее всего время первоначальной постройки первая половина XIX века. По имеющимся останкам можно уверенно предположить, что это была часовня клетского типа, под двускатной единой кровлей, с шатровой колокольней на бревенчатом четверике, которая возвышалась над большим помещением, скорее всего выполняющими роль входной зоны - сеней и притвора.
К 2018 году от часовни остались только развалины - крыша над молельным помещением полностью сгнила и провалилась. Остался очень маленький фрагмент кровли от четверика колокольни до края стен притвора. Но и эти фрагменты на сегодня сильно повреждены и не сдерживают осадков. Фактически, единственное уцелевшее помещение - это притвор, который сохраняется только за счет потолочного перекрытия, которое явно переделывалось в 20 веке, уже после того, как была утрачена основная часть колокольни.
При беглом осмотре не удалось определить в каком месте был вход на колокольню из притвора - вероятно, имелась лестница вверх в северо-западном углу - есть несколько специфичных зарубов в стенах притвора с этой стороны.
Основное помещение часовни, судя по размерам и перерубам, изначально имело деление на два помещения, что наводит на мысль, что первоначальная часовня была меньше размером и сама делилась на притвор и молельную часть. Но позже была пристроена колокольня, под которой и разместился новый притвор с окошком и входом на колокольню. Скорее всего, основное молельное помещение было построено в первой половине - середине XIX века, а колокольня была пристроена уже во второй половине XIX века. Здание часовни снаружи, поверх тёса, было окрашено в красный цвет. Внутренние помещения - имели росписи. Притвор, был выкрашен в зеленый цвет - остатки деркоративных росписей видны и сегодня.
О том, что колокольня была пристроена позже, говорит технология строительства отличающаяся от основного помещения часовни. Основное помещение было срублено их круглых бревен и затем, уже после строительства, стены были затесаны - это видно по стыкам рубленных углов. А помещение под колокольней и она сама - построены из бревен тесанных с двух сторон в один размер - до монтажа в сруб.
По большому размеру входа в часовню - можно предположить, что часовня имела небольшое крылечко, скорее всего под небольшой короткой односкатной крышей. Но точные формы и размеры установить проблематично.
К марту 2018 года часовня Кирика и Улиты в Михеевой Сельге имеет следы неактивных попыток ремонта, которые, скорее всего, непрофессионально кто-то пытался проводить в последние года (предположительно с 2000 по 2010). Но работы явно не имели четкого планирования и нет ни единого логически завершенного этапа ремонта. Из основного помещения частично были удалены обломки потолка, кровли и сгнивших полов.
В разрушеной часовне, в притворе оборудован небольшой примитивный иконостас - свидетельство того, что местные жители не до конца забыли свои корни и того, что паломническая тропинка иногда заглядывает и сюда.
В настоящий момент (к марту 2018 года) часовня Кирика и Улиты в деревне Михеева Сельга Кондопожского района Республики Карелия быстро и активно разрушается и, если никаких мер принято не будет - очень скоро останутся только отдельные деревянные фрагменты от основного сруба. Можно ли спасти или сохранить сруб - сказать смогут только опытные реставраторы и плотники. На многих деревянных частях сильная гниль и грибок, но сами стены еще чудом стоят и полностью уцелело основание колокольни, где расположен притвор.
Фотографии и описание подготовил: Илья Тимин (из зимней экспедиции Православные святыни Кондопожского района Карелии).
В настоящее время полузаброшенная деревня Михеева Сельга не является официальным населенным пунктом, т.е. она проходит как заброшенный населенный пункт. Т.е. не удалось найти упоминания ее в Росреестре.
Деревня поддерживается силами немногочисленных местных жителей, точнее дачников - потомков жителей деревни, кто сумел сохранить здесь свои дома. На сегодня в деревне с десяток домов - часть которых в сильно аварийном состоянии, а к началу 20 века, здесь жило больше 100 человек и было 15 дворов.
Электричества здесь никогда не было. В настоящее время электрификация только автономная - генераторы, ветрогенераторы и солнечные панели.
Долго время дорога до деревни была труднопроходимой - легковые автомобили могли проезжать только в сухое лето и основной транспорт был - полноприводной. Но недавно в двух километрах от деревни начата разработка большого карьера, а также ведется активная рубка леса - за счет этого - дорогу улучшили, и даже чистят в зимнее время. Основной проезд со стороны поселка Новый поселок. Возможно, за счет того, что теперь есть надежная дорога - жителям будет прощее восстаналивать дома и поддерживать деревню в жилом виде.
В старые времена - основное сообщение с деревней осуществлялось по дороге из Викшеозера и Кяппесельги, а также по воде через деревню Ямка в Лижемской губе Онежского озера.
На сегодня трудно понять, как и почему образовалась эта деревня. Местность в стороне от рек и привычных для Карелии озер. До Онежского озера от деревенских полей по прямой больше 1 километра, а на пути достаточно сложное болото. Болото не широкое и по нему была сделана гать, которую можно разглядеть на спутниковых снимках, но это все равно не дает ответ - почему деревня появилась в этом месте.
К гати, скорее всего, вели две дороги - с одного края деревни и с другого. На приложенном рисунке черными стрелками обозначена гать на болоте и участок, где могла быть гать по влажному лесу. А белыми стрелками обозначены места предполагаемых дорог к берегу Онежского озера от деревни к гати через болото.
Конечно, с холма, на котором расположилась деревня - красивые виды. И не исключено, что по этим высоким холмам вела основная дорога в Пегрему, к берегу рядом с островом Колгостров - и Михеева Сельга могла была как место пересечения дорог у основания Лижемского полуострова - место для отдыха на пути. Возможно она начиналась, как один хутор и постепенно разрослась... Впрочем - что Пегрема, что Колгостров, что другие деревни на Лижемском полуострове - в первой половине 20 века - все пришло в упадок и запустение. А раньше здесь процветало животноводство и было развито сельское хозяйство - к концу 19 века здесь было - 15 лошадей, 50 коров и другие домашние животные...
Также прослеживается дорога от деревни Ямка (два фото дороги и деревни см. ниже) к Михеевой Сельге. Расстояние было от 3 до 5 километров - точный путь сложно рассчитать, так как даже сегодня есть разные варианты для движения, оставленные лесной промышленностью и современным карьерными разработками. Возможно это было одно из основных сообщений с Онежским озером, но история пока не раскрыта. Сама деревня Ямка также является загадкой - расположилась на маленьком мысе, выдающимся в пролив между островами Онежского озера. Пригодная для жизни и строительства домов полоска леса - очень небольшая. А вокруг крутые заросшие лесом горки и даже скалы.
Фотографии и описание подготовил: Илья Тимин (из зимней экспедиции Православные святыни Кондопожского района Карелии).
Михеева-Сельга - деревня Викшезерского общества Кондопожской волости Петрозаводского уезда. Стан 2-й. При колодцах (данные за 1873 года) / при Онежском озере (данные за 1905). Формально - основной источник воды в деревне - колодцы, но напрямик до Онежского озера менее двух километров.
Михеева-Сельга расположена на Повенецком тракте к северу от Петрозаводска. Доступ в деревню возможен по озерной системе Онежского озера. Расстояние до уездного города- 103 версты (до Петрозавордска), до становой квартиры и волостного правления - 49 вёрст (город Кондопога). Стан 2-й.
До ближайшего населенного пунка 4 версты. До почты 42 версты, до крупной пристани 43 версты. К началу XX века в деревне имелась школа. Gj «Списку населённых мест» 1873 года было 86 жителей: 41 мужчина и 45 женщин, 8 дворов. В деревне числсится православная часовня.
В «Списке населённых мест» 1905 года указано, что в Михеевой Сельге жило 122 человека: 18 семей (17 крестьянских и одна не крестьянская) и 15 дворов. Имелся скот: 15 лошадей, 50 коров и 20 голов прочего скота. Между 1873 и 1905 годами деревня выросла - на 7 дворов, 19 мужчин на 17 женщин.
Святая Иулитта жила на рубеже III–IV веков. Она происходила из благородной иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).
В начале IV века император Диоклетиан издал указ, предписывавший преследовать всех христиан, и правитель Ликаонии Дометиан начал ревностно исполнять волю императора (304). Святая Иулитта укрылась от гонений в Селевкии, предпочтя отказаться от всех своих богатств и нести тяготы изгнания, нежели отречься от Христа. Но в этом городе царило еще большее смятение. Посланец императора Александр наводил ужас на население, подвергая пыткам и беспощадно предавая смерти всех, кто не подчинялся указу. Спасаясь от его гнева, святая отправилась в киликийский город Тарс вместе с сыном и двумя служанками.
Однако святая Иулитта вновь столкнулась с этим мучителем. Он опередил ее и здесь продолжал расправу над христианами. Когда Александру донесли, что в городе находится знатная беженка, он приказал задержать ее и привести к себе на суд вместе с ребенком. Служанки сумели ускользнуть и издали следили за происходящим. Когда Иулитту спросили о ее имени и звании, она ответила просто: «Я христианка». Разгневанный правитель велел подвергнуть ее пыткам.
Палачи связали святую Иулитту и стали бичевать бычьими жилами. Плачущего младенца в это время, оторвав от матери, принесли Александру. Он взял его на руки, посадил на колени, погладил по голове и попытался поцеловать, говоря приятным голосом: «Оставь эту ведьму и иди ко мне, твоему отцу. Я тебя сделаю своим сыном и наследником всех моих богатств, и у тебя будет сладкая, беззаботная жизнь». С виду слабый ребенок в действительности обнаружил мудрость старца. Кирик посмотрел на мать, претерпевавшую мучения, и дал отпор тирану, царапая его и ударяя кулачками. Он вскричал: «Я тоже христианин!» – и ударил правителя ногой в бок так, что тот застонал от боли. Тогда притворная доброта обернулась яростью. Александр схватил ребенка за ногу и со всей силы ударил о ступени каменной лестницы, которая вела к его трону, разбив Кирику голову. Святой младенец тотчас предал Богу душу, освящая землю своей кровью и унося на небеса венец мужественных подвижников благочестия.
Тогда Иулитта исполнилась божественной радости и возблагодарила Господа за то, что Он таким образом отверз ее сыну врата вечной славы. Вновь приведенная к разъяренному правителю, она заявила, что никакие мучения не смогут победить ее любовь к Богу и что, напротив, страдания позволят ей поскорее присоединиться к дорогому сыну. Тогда Александр приказал вздернуть святую Иулитту на дыбу и терзать ее тело железными крючьями, а затем лить кипящую смолу. Несмотря на боль, мученица продолжала исповедовать веру в Святую Троицу и добавила: «Я спешу присоединиться к сыну, чтобы вместе с ним наслаждаться блаженством Царства Небесного!»
Видя, что его усилия бесполезны, Александр приказал обезглавить святую Иулитту. Когда ее привели на место казни за городскими стенами, она попросила у палачей минутную отсрочку, чтобы помолиться. Пав на колени, святая Иулитта возблагодарила Бога за то, что Он удостоил ее войти в брачный чертог вместе с разумными девами. Едва она произнесла «Аминь», как палач взмахнул мечом и отрубил ей голову. Тела святых Кирика и Иулитты были брошены в яму вместе с телами преступников. На следующую ночь две служанки пришли забрать святые мощи, которые затем погребли в пещере неподалеку от города.
В царствование Константина, когда воссиял свет благочестия, одна из этих женщин еще была жива. Она рассказала о гробнице святых, и туда устремилось множество христиан, чтобы взять частицы святых мощей, от которых произошло множество исцелений.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря.