Режиссёр Артём Устинов и художник Ася Бубнова вместе с артистами Национального театра Карелии за очень короткое время, буквально за 5 дней, создали полноценную театральную постановку: от идеи - до декораций, костюмов, хореографии и музыкального ряда, включая вокальные композиции и монологи с диалогами героев.
Спектакль-эскиз прошел в необычной для Карелии форме - зрители сидели кругом на сцене, а в середине происходило действие. Актерам предстояло не просто отработать содержательную часть спектакля, но и передать это содержание в многомерном пространстве - каждому зрителю, сидящему вокруг.
По завершении был организован круглый стол, где обсуждались содержание, технические приемы и решения в постановке. Звучала критика, задавали вопросы.
Кто-то рождал свою теорию, кто-то давал понять, что ничего не понял. При этом звучали мнения о том, что нам, карелам, знатокам "Калевалы", очень интересны и даже "показаны" творческие интерпретации родного произведения.
После обсуждения у меня появилась своя концепция представления об этом театральном эскизе.
Когда поступило приглашение на премьеру по классическому произведению русской литературы - появилось чувство легкого беспокойства. Как современный новаторский театр сможет раскрыть известную со школьной скамьи тему? Будет ли это классический спектакль в ретро декорациях или будет переосмысление идей Лескова?
В XIX веке повесть «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова была встречена очень сдержанно. Критики отмечали её «бытовой шаблон» и «жестокость». При этом отмечая, что несмотря на «трагический лубок» (привычное и понятное, простое, банальное), автор сумел создать сильный сюжет. Кто-то обращал внимание на чрезмерную натуралистичность и ужасающие преступления Катерины Измайловой, а другие, подчеркивали впервые показанную языческую, первобытную силу героини, которая не испытывала угрызений совести на пути к своей цели, к своей любви.
Стоит отметить огромную разницу Леди Макбет Шекспира от Леди Макбет Лескова. Первая была одержима амбициями и жаждой власти, а вторая - страстной любовью и жаждой обладать любимым человеком.
И вот уже XXI век, Петрозаводск, Национальный театр. Сцена, по которой периодически пробегает живая волна настоящей воды. До предела лаконичные декорации, которые в процессе спектакля преобразуются в минималистические и понятные без слов объекты.
...Краткая фабула: два юноши опоздали на электричку. Ищут где переночевать, отогреться или продолжить гулянку. Случайно вторгаются в жизнь семьи, которая находится в сложном периоде своей эволюции. Главное действие начинается с шутки. Перерастает в обман. Взращивает любовь и прорастает обновлением каждого героя.
Я не просто рекомендую этот спектакль, а настойчиво прошу – сходите! Чтобы лучше понимать себя и Человека рядом.
Третий момент.
Почему на киноэкране современного российского фильма мы видим пластмассовую картинку и однообразные лица киноактеров? А в театре видим живую картинку, реальных людей и неповторимые образы? Что-то нужно менять.
Премьера сентиментальной буффонады по одноимённому рассказу Александра Куприна.
Очень кратко: С первых секунд все дети начали смеяться. Каждый ребенок во всех героя-куклах-артистах узнавал себя, точнее свои рисунки и свое восприятие книжных героев. Это 100%. Т.е. откуда у команды спектакля вот это самое чутье, что дети узнают своих героев и поверят в них с первого мгновения - загадка. Волшебство.
Современные герои говорят на русском языке, но как только они соприкасаются с древним миром времен петроглифов, сразу начинает звучать карельский язык. Игра света, костюмы необычных форм и текстур, танцы с угловатыми, но одновременно с гармоничными движениями создают иллюзию ожившей древности. Мифология, легенды и прото-сказка становятся реальностью.
Сюжет простой, как и должно быть в ранней сказке, которая появились задолго до современной детской сказки (ищите лекции Е.М.Неелова) - герой страдает, ищет решение, отправляется на опасную территорию, встречает испытания, проходит их и погибает. И все-таки получает в награду искомое.
"Мамочки" — это самый сильный антивоенный спектакль, который я могу вспомнить. Его можно поставить в один ряд с таким произведениями как: "На западном фронте без перемен" Ремарка, «Прощай, оружие» Хемингуэя и с «Военными повестями» Василя Быкова. Такие же эмоции – отчаяние, безнадежность, но тут же вера и надежда в то, что это никогда не должно повториться.
В зале еще мало гостей. Выбираем с Машей места для удобной фотосъемки. И вот все кресла заняты, слегка затемняется свет. Режиссер Владимир Чухланцев скромно вышел на край сцены и объявил примерно следующее: «Моноспектакль "Легенда о пианисте" по мотивам книги Алессандро Барикко. Если вы не читали книгу, то возможно видели фильм по книге. В ролях Даниил Каширин, он пока не актер «Творческой мастерской». Надеюсь, что «пока». Возможно, после этого спектакля что-то поменяется. Конечно, если и сам спектакль получит жизнь. Смотрите внимательно, не судите строго. Если захочется смеяться - смейтесь. Захотите плакать - плачьте. Захотите уйти – сидите». Свет погас.
Сегодня, 17 мая 2025 года, в Национальной библиотеке Республики Карелия открылась выставка творческих работ художника-дизайнера Маши Начиновой.
На вернисаже встретились друзья и поклонники творчества Марии. Можно было бы ходить и бесконечно улыбаться, разглядывая разных вымышленных и сказочных героев на рисунках Маши. Если бы на каждом шагу не вспоминать, что "кувырок ангела" завершился слишком рано.
14 апреля состоялась XXlll Республиканская театральная премия «Онежская маска 2025». Мне впервые удалось побывать на этом событии очно и теперь я понимаю, почему билеты на церемонию награждения заканчиваются через считанные минуты.
Неповторимое представление, когда на одной сцене встречаются все театры и все актеры в уникальных миниатюрах, где каждый лаконичный номер достоин отдельного акта. Почти три часа счастья, радости, добрых эмоций подарил зал "Национального театра Карелии" в этот вечер своим гостям.
Несмотря на древнюю тему, спектакль современный и актуальный. Звучит понятная всем адекватным людям тема надежды на победу добра и обыгрывается та тонкая грань, когда у человечества был шанс, если бы не Каин. Шанс, чтобы стать планетой без войн и братоубийства. Этот спектакль - манифест и надежда на то, что кто-то остановится перед роковым шагом и сделает выбор, в котором "Авель останется живым". Антивоенный спектакль. О том вечном, что должно быть в нашей памяти: страдания и злодеяния — это не само собой происходит. Это делает Каин. Осталось вовремя распознать этого каина в себе и остановить необратимое.