Туризм и отдых в Карелии!

«Песнь о вещей происхождении» - спектакль-эскиз в Национальном театре Карелии.

«Песнь о вещей происхождении» - спектакль-эскиз в Национальном театре Карелии.

Национальный театр Карелии принял участие в проекте «Интеграция молодой режиссуры. Национальные театры России».

В результате на сцене театра появился спектакль-эскиз «Песнь о вещей происхождении», вдохновлённый эпосом "Калевала", который был собран из рун Элиасом Леннротом.

Режиссёр Артём Устинов и художник Ася Бубнова вместе с артистами Национального театра Карелии за очень короткое время, буквально за 5 дней, создали полноценную театральную постановку: от идеи - до декораций, костюмов, хореографии и музыкального ряда, включая вокальные композиции и монологи с диалогами героев.

Спектакль-эскиз прошел в необычной для Карелии форме - зрители сидели кругом на сцене, а в середине происходило действие. Актерам предстояло не просто отработать содержательную часть спектакля, но и передать это содержание в многомерном пространстве - каждому зрителю, сидящему вокруг.

По завершении был организован круглый стол, где обсуждались содержание, технические приемы и решения в постановке. Звучала критика, задавали вопросы.

Кто-то рождал свою теорию, кто-то давал понять, что ничего не понял. При этом звучали мнения о том, что нам, карелам, знатокам "Калевалы", очень интересны и даже "показаны" творческие интерпретации родного произведения.

После обсуждения у меня появилась своя концепция представления об этом театральном эскизе. Я вспомнил лекции Евгения Михайловича Неёлова, доктора филологических наук, профессора Петрозаводского государственного университета. В его спецкурсе о сказке мы изучали, как развивался этот жанр. И проследили рост и взросление некоторых сказочных сюжетов. Например, всем известная сказка "Маша и медведь" - это полноценное литературное произведение, которое ориентировано в наибольшей степени на детское восприятие. Но ее первоначальный вид был совсем не детским, а даже напротив, взрослым, и звучал в древние времена непривычно, упрощённо, до формулы: "Пошла девочка в лес, и ее задрал медведь. Вот и сказке конец, а кто слушал..." Но современная сказка "Маша и медведь" - это уже отдельное литературное произведение, с развитым сюжетом, с вариативностью эмоционального и поучительного содержания, с тщательной прорисовкой героев, характеров и окружающего мира. Вот такая эволюция - от 8 слов до 8 страниц текста.

"Калевала" Леннрота такая же, как современная сказка "Маша и медведь", - объемная, детально прорисованная веками устной речи, фантазий и опыта северного народа.

Но ведь могла же быть такая же эволюция в эпосе "Калевала", как и в сказке? Важно не считать это научной версией, это исключительно параллель для объяснения спектакля. Имей мы машину времени или обладай точными знаниями о легендах-прародителях известных нам рун "Калевалы", возможно, мы запросто вывели бы первоначальную краткую формулу, которая бытовала в глубокой древности: "Родился мальчик, стал сильным, поставил цель и добился ее..." И возможно, мы проследили бы всю цепочку трансформаций до современной оболочки эпоса. Могли быть первоначально короткие формы эпоса? Пусть уже не в двух словах, но еще далеко не в пятьдесят отдельных рун?

Сказку-прародителя я вспомнил не зря. После просмотра эскиза «Песнь о вещей происхождении» я увидел тот самый образ-прародитель эпоса. На первый взгляд, где здесь "Калевала"? Ее тут не обязательно искать в привычном виде. Авторский коллектив пошел глубже. Через невидимые интуитивные нотки своего восприятия "Калевалы" и просто "Севера" (читай, Похьёлы) они показали нам своеобразную компиляцию эпоса. Одну из возможных его древних форм. Передано творчески, буквально как мгновенные ассоциации, подсознательные реакции на мир. Через пластику, лаконичные декорации и костюмы, через обезличенных героев, через знакомые проблемы - от стоимости проезда в автобусе до брошенных детей, от уходящей замуж девушки до форм насилия и угнетения внутри неблагополучных семей.

Вот такая "Калевала", в одной из своих возможных древних форм, привиделась мне в этой постановке.

Будем ждать результатов работы над эскизом и надеемся увидеть его однажды в формате полноценного спектакля. Хотя лично я сохранил бы спектакль-эскиз «Песнь о вещей происхождении» как отдельное произведение и поставил его в афишу. Именно в этом оригинальном формате.

Проект «Интеграция молодой режиссуры. Национальные театры России» реализуется под эгидой Союза театральных деятелей РФ.

Илья Тимин, 7-8 декабря 2025 г.