Чудеса окружают вепсов с самых древних времен. Да и сам народ наш, иногда числился как сказочный и несуществующий. Или вот как Ионо-Яшезерский монастырь появился. Озер тут не так много, как в центральной или северной части Карелии. С детства по охоте, грибам и ягодам ходили вепсы в глубь материка от Онежского озера. Конечно, все местные вепсы знали озера своего края на пересчет. Яшезеро - одно из таких самых далеких озер. Затерянное среди болот и глухого леса это озеро посещалось редко - очень далеко и трудно сюда попадать. Это и привлекло вепсского православного инока Иону в эти места. Здесь он бывал с детства и про эти места, конечно все вепсы знали. Но не знали другие люди - пришлым дорожка сюда не открывалась.
Поселился Иона здесь в самом глухолесье. Выживал укрепляясь молитвой и верой. Дойти сюда - чудо. А выжить - еще чудеснее. А уж собрать братию из верующих сильных духом людей - совсем сказочная история. Но так или иначе, в 19 веке территория монастыря испытала рассвет - каменные церкви, дома, передовая архитектура своего времени. А вокруг - леса да болота. Да небольшая деревня на другой стороне озера, которая появилась благодаря монастырю.
Часовня построена в современности и названа в честь святых, во имя которых в Ладве на рубеже эпох 19-20 веков был создан женский монастырь.
Ладвинский Боголюбский Кирико-Иулиттинский монастырь — упразднённый женский монастырь Русской Православной Церкви. Находился в селе Ладва, в 56 км от Петрозаводска.
Вехручей. Церковь Рождества Христова, 1914 год. Уникальный по архитектуре каменный храм. Построен по проекту Александра Безпальчева.
В старинном вепсском селе Шокша Прионежского района Карелии находится Церковь Николая Чудотворца. Церковь была возведена в середине 19 века и представляла собой одноэтажное строение с высоким подкупольным пространством со вторым светом, так называются окна по периметру купола над модельным залом. Над куполом возвышался высокий цилиндрический барабан с луковичной главкой и крестом в навершии. Вход в храм был с западной стороны через пристроенную многоярусную колокольню, у которой также была на высоком каменном барабане декоративная луковичная главка с крестом.
С приходом советской власти Церковь Николая Чудотворца в Шокше была закрыта.
Надо отметить, что по стилю постройка соответствует небольшим деревянным часовням середины – второй половины 19 века, которые ставили на погостах.
Часовня деревянная клетского типа, бревенчатый сруб под единой двускатной кровлей с удлиненным свесом с запада над небольшим крыльцом в форме двух широких ступеней. Причелины кровли без резьбы, но имеют двухступенчатый объем. На стыке причелин высится простой деревянный восьмиконечный крест, в виде символичной резной формы в стиле плоской луковичной главки у основания.
Свою легенду часовни нам рассказала активная коренная жительница Ялгубы Марина Кравченко, вот примерная краткая выдержка из беседы:
"Датой постройки часовни считается 1920 год. До этого в центре деревне был приход с церковью и при нем кладбище (сейчас в это месте находится магазин). В 17-18 годах 20 века церковь снесли. Мой дед какое-то время прятал последнего батюшку у себя дома. От церкви и прихода осталась с прихода одна икона Николая Угодника. Церковь разобрали и кладбище закрыли. Однако люди здесь были сильно верующие и примерно в 1920 году поставили новую часовенку на новом кладбище. Здесь уже и мой дед похоронен. В часовню сносили сохранившиеся иконы, но в 90-е года все было разграблено. Сейчас часовня оформляется и наполняется иконами заново."
Вепсская волость Карелии - удивительный край. Но север забыт. Деревни исчезают. И даже каменные храмы тают от года к году. Ролик про Сретенский храм в Горном Шолтозере. Здесь на фотографиях и в сюжете еще высится шатер. В 2022 году шатер сгорел, предположительно из-за молнии.
Преподобный Иона, основатель монастыря, был одним из последних учеников и соратников преподобного Александра Свирского. Уроженец села Шокша, св. Иона был вепс по национальности.
Незадолго до кончины преподобного Александра Свирского (30 августа 1533 года) Иона принял от него благословение на подвиг пустынничества. Покинув Свирскую обитель, преподобный Иона поселился среди лесов и болот, между озер Яшезеро и Сенное. Выбор места неслучаен, по преданию местных жителей, здесь находилось языческое капище. Установив Крест Христов, преподобный стал обживать дикие и непроходимые места. Одолеваемый летом лесными насекомыми, а зимой дикими зверями, он претерпевал постоянно нужду в самом необходимом, восходя к совершенству духа. Так преподобный Иона провел много лет в совершенном безмолвии и удалении от сует мира.
Щелейки. Храм Димитрия Солунского Мироточивого (1783) в Щелейках.
В 2014 году инициативные жители Рыбрека и настоятель Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря игумен Досифей (Ларионов) поднялись на высокий холм на краю села для выбора места строительства будущего храма. Вид отсюда очень красивый. И место постройки храма выбрали самое достойное. Начались подготовительные работы. Осенью 2017 года, 12 ноября, по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина в селе Рыбрека Прионежского района был установлен и освящен поклонный Крест на месте строительства деревянного храма во имя Святой Живоначальной Троицы. В сентябре 2021 года Троицкий храм уже приобрел свои очертания и совсем скоро будет собран основной сруб.
На въезде в Петрозаводск красивый закат осветил купола невиданного ранее храма. На фоне алого неба - крест и виднелись белые стены.