Туризм и отдых в Карелии!

Ялгуба. Часовня в честь иконы святых царственных страстотерпцев. Часовня при кладбище.

Ялгуба. Часовня в честь иконы святых царственных страстотерпцев. Часовня при кладбище.

История часовни теряется в версиях и догадках. Свою легенду появления часовни нам рассказала активная коренная жительница Ялгубы Марина Кравченко, вот примерная краткая выдержка из беседы:

"Датой постройки часовни считается 1920 год. До этого  в центре деревне был приход с церковью и при нем кладбище (сейчас в это месте находится магазин). В 17-18 годах 20 века церковь снесли. Мой дед какое-то время прятал последнего батюшку у себя дома. От церкви и прихода осталась с прихода одна икона Николая Угодника. Церковь разобрали и кладбище закрыли. Однако люди здесь были сильно верующие и примерно в 1920 году поставили новую часовенку на новом кладбище. Здесь уже и мой дед похоронен. В часовню сносили сохранившиеся иконы, но в 90-е года все было разграблено. Сейчас часовня оформляется  и наполняется иконами заново."

Получается, что по воспоминаниям внуков современников живших в Ялгубе в начале 20 века, часовня была поставлена на кладбище в самый разгар борьбы с религией. Это выглядит нереальным событием, так как сразу после революции 1917 года, атеизм  был провозглашен большевиками как одна из главных составляющих советской идеологии. Религия, в том числе православие и христианство в целом, стало считаться пережитком и рудиментом недостойными коммунистического человека. Поэтому любая религиозность буквально "вырезалась" из жизни людей всеми способами. В этот период в СССР начали издавать журнал «Безбожник». Это было своеобразный вызов "старым устоям". Страшное ругательное слово было взято за девиз "нового" человека.  Стоит отметить, что до 1917 года на территории страны было 75 тысяч приходов, а к 1939 году на весь СССР оставалось не более 100 действующих церковных приходов.

Как в таких условиях тотальной борьбы с религией местные жители могли дерзновенно построить новую часовню - загадка. Т.е.  более реально предположить, что она постройки до 1917 это. После этой даты фактов строительства часовен или церквей практически нет вплоть до 90-х годов 20 века. Вывод напрашивается непростой. Скорее всего, дата постройки часовни условная или минимум не точная.

Ялгуба исторически объединяет в себе три деревни - Окуловская, Анхимовская, Емельяновская. Общая протяженность населённого пункта около 2,5 километров. По традиции, у каждой деревни был свой небольшой погост. На погосте, как правило, стояла небольшая часовня для проведения религиозных обрядов  связанных с погребениями (отпевание, прощание, поминовение). И когда в центральной части села (вероятно, исторически, это была территория деревни Анхимовская) сносили церковь и закрывали кладбище - окраинные погосты были оставлены. Так и сохранилась эта часовня, которая, была на Окуловском кладбище.  Верующие жители каким-то образом отстояли эту маленькую и неприметную глазу часовню. Часовня не блистала богатством и убранством, стояла в кладбищенском лесочке, укрытая от посторонних глаз и не вызывала раздражения властей.

Надо отметить, что по стилю постройка соответствует небольшим деревянным часовням середины – второй половины 19 века, которые ставили на погостах.

Часовня деревянная клетского типа, бревенчатый сруб под единой двускатной кровлей с удлиненным свесом с запада над небольшим крыльцом в форме двух широких ступеней. Причелины кровли без резьбы, но имеют двухступенчатый объем. На стыке причелин высится простой деревянный восьмиконечный крест, в виде символичной резной формы в стиле плоской луковичной главки у основания.

Массивная деревянная дверь синего цвета, незамысловатые резные наличники с верхней перекладиной "валютной формы". Над дверью к стене часовни прибит большой восьмиконечный крест из деревянных реек.

С восточной стороны имеется небольшое окошко. Полы и потолок в часовне выполнены из тесаной доски. Кровля несколько раз перекрывалась - последний раз был уложен шифер. По видимой из под шифера конструкции, можно предположить, что ранее кровля была покрыта тесаной доской.

На сегодня, в 2023 году, в центре иконостаса часовни в Ялгубе висит икона святых царственных страстотерпцев, посвященная гибели царской семьи российского императора Николая II. Но даже если часовня была каким-то чудом построена в 1920 году, допустить, что она могла быть официально освящена в честь царской семьи, не представляется возможным. Не прошло и два года, как в Екатеринбурге, в дома Ипатьева, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, Николай Романов и его семья были расстреляны. А затем советские власти постарались стереть память о царе.  Даже место погребения царской семьи было засекречено. Возможно, часовню освящали в честь царской семьи уже в современности, но официальной информации нет. Поэтому название часовни "в честь иконы святых царственных страстотерпцев" считаем временным и продолжаем поиск точной и документальной информации.

В Ялгубе есть и другая современная деревянная часовня - во имя Целителя Пантелеимона, которая была построена и освящена в 2005 году в память о разрушенных древних церквях Ялгубы.

Часовня при кладбище в Ялгубе в честь иконы святых царственных страстотерпцев на карте:

Ялгуба

Первые поселения в районе Ялгубы по данным археологов появились в период мезолита (период между палеолитом и неолитом), т.е более 5 тысяч лет назад. Первый официальные упоминания есть в Писцовых книгах 1563 года. Деревня Ялгуба там упоминается как «починок в Ялгубе». Считается, что Ялгуба это от древневепсского "jalo" в значении "большой". Скорее всего из-за размера и длины ялгубского залива Онежского озера.

 

В Ялгубе, как и в целом на территории Карелии издавна жили государственные крестьяне. Государственные крестьяне или казённые крестьяне — особое сословие крестьянства в Российской империи XVIII—XIX веков, численность которого в отдельные периоды истории доходила до половины земледельческого населения государства. В отличие от помещичьих крестьян, они считались лично свободными. Также здесь  жили и обельные крестьяне. Это категория российских крестьян - белопашцев, освобождённых от всех податей и повинностей за какие-либо особые заслуги. Ялгубским крестьянам такая грамота была пожалована Борисом Годуновым. Конкретно крестьянину Григорию Лопянову Меркульеву и другим по преданию за то, что они вылечили его от ран на ногах, «высасывая их языком».

Главным занятием населения было земледелие, рыболовство, торговля сеном, отхожие промыслы.

В XIX веке в Ялгуба  было 160 дворов, это было очень большое село. Ялгуба ранее делилась на три части — на севере — Окуловскую деревню, на юге — Анхимовское и Емельяновское.

В 1911 г. была образована Ялгубская волость в составе Ялгубского, Ялгубского обельного и Суйсарского обществ, в Ялгубе стало находиться волостное правление.

До Революции 1917 года существовал Ялгубский православный приход. В XVII здесь существовали две деревянные церкви — во имя Святого Николая Чудотворца и во имя преподобного Александра Свирского (первая сгорела в 1803 г., вторая в 1835 году). В 1809 году была построена каменная церковь во имя Святого Николая Чудотворца Архиепископа Мир Ликийских. Церковь была закрыта в период начала гонения на религию, а затем в нобяре 1930 год была сожжена и разобрана. В 2005 году в память о разрушенных церквях в Ялгубе была открыта деревянная часовня во имя Целителя Пантелеимона.

Стоит отметить, что здесь проживали и старообрядцы.

В Ялгубе имелось двухклассное земское училище имени И. Т. Лазук.  А 31 июля 1916 г. в Ялгубе было открыто почтовое отделение общего типа.

В советское время в Ялгубе проживало до 50-100 семей, находилось отделение совхоза «Заозерский», участок комбината картонажных изделий, магазин, медпункт, почтовое отделение, клуб, школа-сад. Посёлок был связан с Петрозаводском регулярными автобусным и водным маршрутом (пристань Дачное). В 1950—1960-е гг. неподалёку от Ялгубы находилась судоверфь, на которой строились баржи.

На сегодня (2023 г.) Ялгуба по большей части дачное село.

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья.

Так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию.

Канонизация царской семьи — прославление в лике православных святых Николая II, его жены и пятерых детей, расстрелянных в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

В 1981 году Русской православной церковью заграницей члены семьи Николая II были причислены к лику святости мученики. В 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, они были причислены к лику святости страстотерпцы Русской православной церковью Московского патриархата; в настоящее время почитаются этой церковью как царственные страстотерпцы.

Фотографии и подготовка текста: Илья Тимин, 2023.