Туризм и отдых в Карелии!

Вегoрукса. Церковь Николая Чудотворца (XVII – XVIII вв).

Вегoрукса и Церковь Николая Чудотворца (XVII – XVIII вв)

Специалисты по деревянной архитектуре севера считают, что первоначальный храм был построен в середине XVIII века. Были поставлены рядом друг с другом часовня клетского типа и высокая, доминирующая шатровая колокольня, типичная для Заонежья в этот период. Часовню и колокольню объединили переходом.

Затем, в XIX веке в деревнях объединенных названием Вегорукса возникла потребность в церкви. Ближайшая церковь, где проводились церковные таинства была в Великой губе, но и там из-за ветхости здания службы почти не велись, а к концу 19 век совсем прекратились.
В результате, просьбы прихожан о модернизации вегорукской часовни в Никольскую церковь были удовлетворены. Был пристроен алтарь, основное модельное помещение было увеличено, расширен переход от старой часовни до колокольни, к колокольне пристроено красиве крыльцо под самостоятельной двускатной кровлей.

Современный вид церковь получила только к началу XX века, так как работы продолжались уже после освящения нового храма из-за ограниченности в средствах. После строительства храма, была возведена ограда вокруг церкви. И почти одновременно со всеми работами, в 1895 году в Вегоруксе была открыта церковно-приходская школа.

Церковь Николая Чудотворца поставлена в центре скопления деревень на берегу Уницкой губы Онежского озера, и все эти населенные пункты позднее были объединены в единое название Вегоруксы. Здание церкви окружено старым кладбищем, следов от которого почти не осталось, не считая нескольких поздних могил конца XX начала XXI веков.

Колокольня построена в виде восьмерика на четверике и с высоким шатром и небольшой главкой, которая в позднем варианте выполнена из металла, но изначально скорее всего была в дереве. Молельное помещение отделено от небольшого алтаря иконостасом, от которого к 2018 году сохранилась большая часть несущей рамы. Молельное помещение соединено с притвором почти без зонального разделения - только арочный переруб.

Вегорукса и ее церковь вошли в состав Великогубского прихода, в котором было три церкви: каменный храм Алексия Божьего человека в Великой губе, старый ветхий деревянный храм там же и сама вегорукская Никольская церковь.

Можно отметить, что Никольская церковь - крайняя перед выходом в открытое Онежское озеро из Уницкой губы. Для жителей деревень Уницкой губы, и северо-восточной части Лижемской губы - церковь в Вегоруксе была единственной удобной и доступной православной святыней для церковных таинств.
В XX веке деревни начали вымирать, борьба с религией лишила жителей средств и возможности ремонтировать свой храм. К концу XX века церковь сильно обветшала. Наиболее ценные иконы попали в Карельский музей изобразительных искусств. Некоторые  иконы, в том числе потолочные расписные иконы неба были вывезены в музей-заповедник «Кижи», и сейчас участвуют во временных экспозициях.

В 1990-годах реставрационные работы проводило Карельское научно-реставрационное производственное управление. Работы не носили задачей выполнить капитальный ремонт здания, и по сути являлись устранением критических разрушений, способных сохранить храм до будущих времен. На сегодня требуется срочная консервация или реставрация. Крыша в нескольких местах протекает, главки сильно проржавели и наклонились - вышли из деревянных пазов, которые сильно прогнили.

Еще сохранились резные украшения иконостаса и интерьера, и некоторые расписные детали. Но если оставить все как есть - через короткое время можно все потерять.

В настоящее время храм посещают туристы и редкие паломники. Церковные службы не проводятся, но простая молитва в этих стенах все-таки периодически звучит - иконы добавляются, свечи также всегда есть.

Церковь Николая Чудотворца в деревне Вегорукса на карте:

Вегорукса

Если ехать по грунтовой дороге из Великой губы в сторону острова Кижи, и свернуть на неприметную лесную дорогу, то через несколько километров над лесом появится высокий купол колокольни с покосившейся главкой и крестом. Это начало урочища Вегорукса, которая ранее объединяла в себе несколько деревень (Вянишполе, Рамполе, Южный двор, Вёгорукса и т.д.)

Фактически центральной части объединенных деревень под единым название Вегоруксы - не осталось. В разных краях этой территории (южной части Заонежья) стоят дачные домики, которые не регулярно посещаются дачниками. Несколько разрушенных домов используют рыбаки и сенокосные бригады из Великой губы и Ламбасручья. И из высокой травы проглядывают немногочисленные сохранившиеся руины.

Из архивных источников известно, во второй половине XIX века здесь было 39 дворов с общим населением 306 человек, в начале ХХ века число дворов выросло до 48, а число жителей составило 387 человек.  Но в 30- годах и позднее - все стремительно вымирало.

Вегорукса стояла на старинном торговом пути из Новгорода к Белому морю. Из реки Свирь и других рек (Шуя, Суна) на кораблях шли Онежскому озеру в Уницкую губу и напротив - с севера двигались к югу. А в Заонежье дорожки расходились в разных направлениях. Здесь был большой и развитый центр карельской жизни. И достаточно  хорошая сеть дорог по суше.

Фотографии: Илья Тимин, 2017.

Исторические данные про Вегоруксу

Вегорукса — деревня Великогубского общества Великогубской волости Петрозаводского уезда. Стан 2-й. Находится при губе озера Онеги (1873) / при Губе Умноге (1905). Лежит на Повенецком тракте от города Петрозаводска. По правую сторону этого тракта, по озерной системе Онежского озера.Состоит из 4 посёлков с названиями Посад, Раш-Поле, Ябим-Поле и Великон-Поле.Расстояние до становой квартиры — 33 версты*, до уездного города (Петрозаводск) — 91 верста (1873) / 80 вёрст (1905). Местоположение становой квартиры — Кондопога. Расстояние до волостного правления (Великогубский погост с выселком Моглицов) — 14 вёрст. До ближайшей деревни или села 3 версты. До отделения почты и пароходной пристани 14 вёрст. К 1905 году была школа.Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, население составляло 306 человек: 145 мужчин и 161 женщина. Жили по 39 дворам. По национальности карелы. Часовня православная. В «Списке населённых мест» 1905 года название деревни — Вегорукса, Посад, Вянишполе, Южный двор, Рашполе. Население состояло из 389 человек: 387 крестьян и 2 человек не из крестьян. Крестьян мужского пола было 182, женского — 205. Некрестьянское население состояло из одного мужчины и одной женщины. Итого мужчин 183 и женщин 206. Крестьянских семей 49, дворов — 48. Некрестьянских семей 1, дворов — 2. Итого 50 семей и 50 дворов. Имелся скот: 53 лошади, 102 коровы и 54 головы прочего скота. За 32 года между составлением списков 1873 и 1905 годов количество дворов увеличилось на 11 (+28.21%), мужчин стало больше на 38 (+26.21%) и женщин стало больше на 45 (+27.95%). Общая численность населения увеличилась на 83 человек (+27.12%)
 

Святитель Николай Чудотворец.

Престольные праздники:
Николая Чудотворца - Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
19 декабря и 22 мая - дни чествования свт. Николая Чудотворца

Никола́й Чудотво́рец; Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Ликия — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но, в основном, детей.

Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое.” В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил (дал пощечину) лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.