Туризм и отдых в Карелии!

Подъельники. Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского.

Подъельники. Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского.

Медвежьегорский район Карелии. Координаты: 62.107325, 35.171947

Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в Подъельниках расположена в прибрежной зоне Онежского озера в Медвежьегорском  районе Республики Карелия. Но с озера часовня не видна - вокруг плотный высокорослый лес, преимущественно хвойный (ели).

Дата постройки часовни - середина XIX века. В тот период здесь был рассвет жизни - в деревне Подъельники было около 10 домов и и проживало около 50 человек.. Сейчас деревня полностью вымерла и даже останков домов не найти.

Часовня построена из сосновых бревен. Здание клетского типа с шатровой звонницей над сенями. Под единой двускатной кровлей - молельное помещение и сени. С южной стороны к сеням примыкает значительного размера закрытое крыльцо, которое фактически является тамбуром под самостоятельной двускатной крышей.

Внешний интерьер часовни сохранился в хорошем состоянии, благодаря музею Кижи - это богатая резьба по дереву. Внутренний интерьер не сохранился - за советский период часовня была разграблена, от иконостаса ничего не сохранилось.

Часовня уникальная по своей Г-образной форме и массивной каменной ограде, которая опоясывает часовню от западного фронтона по кругу.

Часовня в Подъельниках находится под охраной Музея-Заповедника "Кижи" и входит в число экспозиционных памятников, куда иногда устраиваются экскурсии.

Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в Подъельниках на карте:

Подъельники

Другие названия деревни Подъельники - Деревня Березовец на Мандере (1563), Березовец (1678), д.Подъельник (она же Березовец) (1850), Подъельники (1916).

На момент первого упоминания в 1563 году здесь был всего 1 дом. А к началу XX века - было уже 10 домов.

Параскева Пятница

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних.
Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена.
Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия.

Варлаам Хутынский

Святой Варлаам Хутынский – великий русский подвижник и основатель одного из древнейших северных монастырей, молитвенник и чудотворец, ставший крепким «камнем» в фундамент Русской Православной Церкви, жил в XII веке — за два столетия до Сергия Радонежского, и более чем за три до Александра Свирского. К 2019 году с его кончины в 1192 году прошло уже 827 лет, а он все так же близок к любому, кто обращается к нему с просьбами, как  самый родной.

Родина преподобного – вольный вечевой Новгород Великий. Точного года рождения не известно, очевидно, самое начало XII века. Мирское имя святого Алекса, Михалев сын. Алексей рос в благочестивой семье, родители были почтенными гражданами, образованными, состоятельными, усвоившими православную веру, соблюдавшими церковный устав и христианский порядок жизни.

С детства наблюдая церковную жизнь родителей, Алексей научался христовой вере и так возлюбил благочестие, молитву, храм, пост, чтение книг Священного писания, что родители начали, было беспокоиться о здоровье отрока, увещевали его оставить чтение, больше вкушать пищи и гулять с ребятами на дворе. Ответ сына поразил их:

«Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что-либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас Царство Небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира, получили Царство Небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им»

Постриг с именем Варлаам молодой монах принял в пригородной обители Пресвятой Богородицы. Путь будущего подвижника определился после кончины родителей, он оставил мир, имущество раздал и пребывал в полном послушании у своего наставника. Ревнуя о подвигах ради Христа, в подражании древним преподобным отцам, Варлаам в поисках безмолвия, благословившись, оставил монастырь.

Он направился на север по берегу Волхова и, пройдя верст 10, увидел сияющий луч, указывающий на макушку возвышенности. Место было пустынным, народ, живший в округе, считал его темным, проклятым — худым, никто туда не входил. Прозвано было место Хутынь, люди говорили, что там водилась нечисть. Но молодой инок, вооружившись молитвой и взяв щит веры, безбоязненно поселился на этой возвышенности, окруженной болотами, срубил себе келейку и стал жить там, храня святые обеты девства, чистоты, нестяжательности, в трудах и молитвах.

Испытывая терпение инока и устрашая его, много напастей  творили ему духи злобы «иногда́ во о́бразе звере́й ди́виих, иногда́ во о́бразе зми́й ядови́тых явля́хуся». Только сами поражались огненной верой монаха.

Варлаам, боялся только Бога, веруя и помня наставления древних синайских отцов, таких как Симеон Новый Богослов: «Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня».

Отшельническая жизнь в лесу заключалась в ночных молитвах и ежедневном тяжелом труде – рубке леса, заготовке дров, обработке земли, чтобы взрастить себе какие-то плоды для пропитания. В поте лица своего добывая хлеб, не оставляя молитвенного делания, отшельник непрестанно постился, и, для еще большего утомления плоти, носил власяницу и вериги.

В след за Варламом пришли в пустынь и другие иноки, один из них его брат Феодор. Слух о святой жизни подвижника расходился по окрестностям, к нему стали приходить за духовными советами и для совместных молитв, приходили оказать уважение и поклониться святому и знатные горожане, и простой народ.

Богатых он увещевал не забывать, что в вечности мука тем, кто здесь упивался своим богатством и не делился, народ учил не воздавать злом за зло, удаляться всякой неправды, начальникам  напоминал, что не век им начальствовать, они ни чем не лучше простых людей, а кроме законов есть еще суд Божий.

 

 Подготовка текста и фото: И.Тимин.