Туризм и отдых в Карелии!

Батова (Батово). Часовня Антипы Пергамского (вторая половина XIX века).

Часовня Антипы Пергамского (вторая половина XIX века) в деревне Батова (Батово).

Координаты: 62.551726, 35.032900

Часовня Антипы, епископа Пергамского, была построена у центральной сельской дороги через деревню Батова в Медвежьегорском районе Карелии (Заонежье), на небольшом перекрестке. Часовня стоит в окружении жилых домов, которых на 2018 год осталось всего десяток, а с постоянным проживанием всего два дома. Специалисты указывают примерную дату постройки часовни - между 1875 и 1900 годами.

Часовня не типичная для Карелии - имеет форму восьмерика, рубленного из сосновых бревен и снаружи обшита тесаной профилированной доской. В качестве кровли над часовней высится высокий шатер, который завершается стальной луковичной главкой, которая опирается на основание в виде высокой "шеи-барабана" с восемью гранями, декорированными резной галтелью, формирующей филенчатые вставки восьмигранного основания главки.

Ранее сверху главки высился крест, который на 2018 год утрачен.

Часовня имеет два окна - с южной и северной стороны, оба окна много лет заколочены, что защищает часовню от прямого попадания осадков, так как стекла в рамах отсутствуют.

 

В лучшие года часовня имела единый целостный по стилю иконостас, от которого на 21 век остались только рамы и фрагменты резного и ранее расписного декора поверх верхнего яруса и снизу основного иконного ряда. Стены часовни по "домашней" традиции конца XIX - начала XX веков были обклеены обоями. Потолок часовни обшит профилированной деревянной доской и покрашен в белый цвет. По всему периметру потолка идут резные галтели. Потолок хорошо сохранился и на сегодня (2018 год), что редкость, так как часто часовни и церкви разграблялись на стройматериалы.

Снаружи часовня была богата украшена резными деревянными элементами, которые были раскрашены в скромные традиционные для Карелии цвета - в основном зеленый и, возможно, фрагментарно - красный. По восьми углам сверху установлены красивые резные карнизы, которые поддерживают горизонтальный деревянный декор по периметру под кровлей.

Часовня по своей форме крайне редкая. И если раньше она являлась центром селения - формируя пространство населенного пункта - от своего центрального перекрёстка дорог к дальним переулкам и дворам, то на сегодня - это редкий образец форм деревянного зодчества региона Заонежья и всей Карелии.

В настоящий момент часовня является складом разного деревенского имущества, которое уже много лет не востребовано. Кровля сильно прохудилась и осадки проникают внутрь. Элементы резного декора разрушаются от времени и осадков. Если ничего не предпринимать по сохранению этого памятника культуры, архитектуры, истории и православия в Карелии - то в обозримом будущем мы утратим этот объект нашего наследия.

Часовня Антипы Пергамского в деревне Батова на карте:

Деревня Батова (Батово, Бастова)

Батова — деревня в составе Шуньгского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия.

Расположена на восточном берегу озера Путкозеро примерно в 50 км к юго-востоку от Медвежьегорска, высота центра над уровнем моря 42 м. Ближайшие населённые пункты — деревни на юго-юго-востоке, вдоль берега озера: Верхняя Путка в 0,5 км, Онтова в 0,8 км и Перхина в 1,3 км В деревне находятся памятники архитектуры — деревянная часовня Антипы, епископа Пергамского (1880 год постройки) и жилой дом Колобова, 1898 года.

Информация с сайта Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия»:

Часовня Антипы придорожная. Расположена в центре деревни, в окружении жилых домов, у транзитной автодороги. Постройка рублена из бревен в виде восьмерика, имеет шатровое покрытие. Шатер завершается главкой, установленной на восьмигранном барабане. Стены храма снаружи обшиты профилированной доской: в нижней (цокольной) части - в вертикальном направлении, в верхней - в горизонтальном. Часовня освещается двумя окнами, расположенными на южном и северном фасадах. Раннее богатое декоративное убранство сохранилось фрагментарно и представлено профилированным карнизом, проходящим по всем фасадам на уровне основания окон, накладными дощатыми лопатками и резными кронштейнами на углах, подзором с контурной резьбой под свесами кровли, филенками и горизонтальным пояском на барабане главки. Часовня играет важную роль в формировании внутреннего пространства поселения, имеет историко-архитектурную ценность как нетипичный для Карелии хорошо сохранившийся вид культовой постройки.

В списке населённых мест 1873 года Батова деревня указана как Батова, но может встречаться как Бастова. Это деревня Селезневского общества, Шуньгской волости, Повенецкого уезда.

Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, здесь проживало 66 человек: 33 мужчин и 33 женщины. Было 9 дворов.

В «Списке населённых мест» за 1905 года есть инфомрация, что население состояло из 60 крестьян и 55 крестьянок, всего 115 человек. Дворов было 12, семей 15. Имелся скот: 31 лошадь, 40 коров и 60 голов прочего скота.

Численность населения на 2013 год - 5 человек.

Текст и фото подготовил: Илья Тимин, 2017-2018.

Антипа Пергамский

Священномученик Антипа Пергамский.
День памяти: 11 апреля

Антипа Пергамский — ученик Иоанна Богослова, епископ Пергамской церкви. Почитается христианскими церквями как святой в лике священномучеников. Память в Православной церкви совершается 11 (24) апреля, в Католической церкви 11 апреля. В четьях-минеях Димитрия Ростовского Антипа без номера упомянут в списке апостолов от семидесяти.

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.


Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув (+ ок. 68).

Его тело не тронутое огнем было тайно погребено местными христианами в Пергаме. В V веке над его могилой был построен храм и его гробница, с мощами, считавшимися мироточивыми, стала почитаться как место исцелений (особо почитается как помощник при зубной боли, что отражено и в молитве ему). По свидетельству Георгия Кедрина, при императоре Феодосии Великом бык, в котором принял смерть Антипа, был перевезён в Константинополь. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

Антипа Пергамский считается покровителем стоматологов.