Город Медвежьегорск – небольшой городок в центральной Карелии. Расположение города (от Петрозаводска 152 км) очень удобное, чем и было вызвано начало строительства поселка в этих местах во время войны 1914 года. Еще в царские времена появилась необходимость соединения, незамерзающего Баренцова моря железной дорогой с Петроградом.
И вот на берегу Онежского озера на оконечности Большой губы Повенецкого залива в устье рек Кумсы и Вичка началось очень быстрое строительство железнодорожной станции, а при ней и поселка. (В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции).
История города, хоть и не многолетняя (по сравнению со многими населенными пунктами Карелии), но очень насыщенная. Удобное местоположение и в мирное время, и во время различных военных конфликтов, делали это место центром многих интересных, с точки зрения истории, моментов.
Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции независимости потребовала и Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.
Так например, с конца февраля до начала апреля 1919 года шли непрерывные бои на участке Сегежа — Медвежья гора. В марте 1919 года на станции Медвежья гора торжественно открыли красноармейский клуб имени К. Либкнехта и Р. Люксембург, а в мае 1919 года Медвежью Гору уже оккупировали англо-американские интервенты. 23 мая они выбили отряды большевиков из Медвежьей Горы.
В эти же дни из Кеми в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены катера-истребители, из которых была сформирована белогвардейская Онежская флотилия. Понимая стратегически выгодное положение города, они создали здесь сильный флот, базу для более 20 гидросамолётов, сильную береговую батарею. 6 июня 1919 года сюда прибыло «Передовое крыло» британской морской авиации в составе четырёх новейших по тем временам бомбардировщиков «Fairey IIIC».
В 1920 году на территориях, населённых карелами Олонецкой и Архангельской губерний, была образована Карельская трудовая коммуна. В неё вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов, в которую входил и Медвежья гора.
В 1930 году советское правительство принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтиского ИТЛ (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней.
За 1930-е годы в Медвежьегорском районе были закрыты 11 церквей.
А канал был открыт 2 августа 1933 года. А 17 августа вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «О Беломорско-Балтийском комбинате». Главная цель комбината была сформулирована прямо: «освоение Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина и прилегающих к нему районов». Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР осталось в посёлке при станции Медвежья Гора.
В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви, производства Комбината обрабатывали древесину на двенадцати лесопильных рамах, выпускали столярку и мебель. В 1930-годы население посёлка значительно увеличилось. В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.
В Великую Отечественную войну Медвежьегорск был занят 5 декабря 1941 года частями Карельской армии Финляндии.
И только 11 декабря, после отступления всех частей Красной армии, советские подрывники смогли взорвать последний шлюз канала. Вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через поселок Повенец, который был практически уничтожен потоком. Линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале, фарватер которого стал своего рода нейтральной полосой.
В 1942 году командующим финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.
К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозером и Повенецким заливом Онежского озера.
На всех господствующих скалистых высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с многочисленными огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.
Бои за Медвежьегорск были длительными и ожесточенными. Перед советскими войсками была поставлена цель, чтобы любыми средствами и потерями, взять сильно укрепленный город. Город удалось взять к вечеру 23 июня 1944 года.
В августе 1944 года, после освобождения Медвежьегорска, в городе вновь было создано Управление Беломорстроя НКВД. Основной задачей было восстановление Беломорско-Балтийского канала, взорванного перед отступлением советских войск в 1941 году и окончательно разрушенного во время войны, так как линия фронта проходила по трассе канала. Задача грандиозная. Общая стоимость работ около 100 млн рублей, объем земляных работ — 1706 тыс. куб. м, бетонных — 41 тыс. куб. м. 12 декабря 1944 года Государственный комитет обороны постановил ввести канал в эксплуатацию летом 1946 года.
Первоначально основной рабочей силой стали трудмобилизованные румыны из Черновицкой области. 19 и 22 августа, в Медвежьегорск, прибыли два этапа численностью 3600 человек. В октябре — третий этап (261 человек), а потом и другие, мелкими группами: греки, болгары, кабардино-балкарцы. В мае 1945 года началось строительство канала. В декабре 1945 года из петрозаводского спецлагеря прибыли 445 бывших советских военнопленных (из Финляндии), прошедших государственную проверку.
16 июня 1946 года канал был закончен, прошел первый пароход.
В октябре 1946 года в Медвежьегорске был организован Медвежьегорский инвалидный исправительно-трудовой лагерь МВД СССР (Медвежьегорлаг), находившийся в подчинение ГУЛАГа.
Такова история города Медвежьегорск. Сейчас город живет своей неспешной провинциальной жизнью.
Город окружён живописными скалами и песчано-гравийными холмами, покрытыми хвойными лесами.
Информация о городе и фото из открытых источников.