Река Уксунйоки (Укса и Уксун) протекает в районе Северо-восточного Приладожья. Это самая южная часть республики Карелия. Южный озерный край, на территории которого и проложен маршрут, характеризуется сильно расчлененным рельефом (за исключением юго-восточной части), но абсолютные высоты невелики. Река Уксунйоки принадлежат бассейну Ладожского озера, протекает по Суоярвскому и Питкярантскому районам, начинаясь в 50 км севернее станции Раякоски. Общая длина около 150 км. Ширина 10-50 м. Наиболее крупные притоки – Пенсанйоки, Урмайоки, Каарйайоки, Куйкканйоки.
Маршрут по реке Уксунйоки не требует специальной подготовки и интересен, как бывалым туристам-водникам, так и тем, кто впервые решил провести несколько дней на воде , вне городской суеты и получить новые впечатления. Протяженность водной части маршрута – 40 км.
Главной отличительной особенностью маршрута являются Падуны – локальные пороги водопадного типа перепадом до 2,5 м.
Маршрут состоит из двух частей: среднее течение реки – спокойный участок с небольшими шиверами. Нижнее течение реки – это пять Падунов, разделенных плёсами и перекатами. Все пять Падунов расположены на участке реки длиной около 12 км, что делает сплав достаточно динамичным
Река Уксунйоки широко известна любителям водного туризма. На маленьком участке в нижнем течении сосредоточены основные «достопримечательности» реки. Высота падения последних километров равна более 40 метров, и здесь сосредоточено несколько каменистых перекатов-шивер, а также 5 красивых падунов, часть из которых обозначены на карте как водопады.
Из пяти больших падунов, три находятся на месте взорванных техногенных объектов – бывших маленьких гидроэлектростанций.
При впадении реки Муаннонйоки, Уксунъйоки представляет собой вытянутое озеро с красивыми берегами, поросшими сосной и едва заметным течением. На реке Уксунъйоки до ст. Райконкоски пороги короткие, разделенные озеровидными плесами с остатками лесосплава. Есть несколько многолетних завалов из топляка. Они, как правило, находятся в начале порогов.
Первый порог “Мостовой-1″ с хорошим падением воды, парой бочек на выходе и длинной выходной шиверой. Длина порога 1-1. 2 км (вместе с выходной шиверой), перепад около10 метров, много камней.
После порога сплав по узкому, извилистому руслу. Берега Уксунйоки здесь каменистые. Далее река протекает через два живописных озера Солменъярви с холмистыми берегами и Уксиярви с более пологими берегами, поросшие сосновым лесом. На озерах замечательные, продуваемые стоянки с маленькими песочными пляжами. В озере Уксиярви необходимо держаться левого берега по направлению течения реки. На озерах, при ветре может быть большая волна.
Какое-то время река приобретает ярко выраженный равнинный характер. Невысокий береговой вал плавно переходит в болотистые участки. В среднем течении берега реки сильно заболочены, на большом расстоянии, поднимаются над уровнем воды (реки и окружающих ее болот) не более одного метра. Начинают встречаться одиноко стоящие по берегам, основательно подгрызенные бобрами деревья, а также следы былого сплава в русле реки. С воды не сложно найти хорошее, сухое и ровное место для ночевки, попадаются замечательные места для стоянок.
Берега становятся более сухими. На реке тихая вода, но начинают встречаться легко проходимые завалы. В течении реки периодически встречаются острова , разделяя на два русла.
На всем протяжении реки встречаются небольшие шиверы от 30 метров до 90 метров, перекаты, небольшие пороги. Местами быстротоки, иногда шиверы разветвляются на две протоки. Хорошим ориентиром служит громадный валун на высоком левом берегу. Туристы используют эти места не только для удобных стоянок, но и чтобы запечатлеть открывающиеся панорамы.
Вскоре вода выносит к порогу «Тюфяк», в середине порога «бочка».
Перуд автомобильным мостом еще один порог, который назван «Мостовой-2», начинающийся быстротоком. Слив пологий, но заканчивается довольно мощной бочкой. С высокого (метров 12) правого берега отличные пейзажи. По нему легко вернуться и к порогу, и к новому мосту. Близость автодороги и как следствие - бывает довольно многолюдно.
После порога длинная (около 350 метров) шивера «Лестница», и перекаты с высокими стоячими волнами. Недалеко впадение реки Пенсанйокии река Укса, как бы омывает, поворачивая, хорошо обдуваемый мыс.
Вскоре порог «Блюдце» - пологий двухступенчатый слив, ограниченный обливными камнями, разбивающийся на два языка, ближе к берегам – бочки. Высота сливов примерно 0.5 – 1.2 м. На этом пороге набираются опыта. Несложный порог доставляет массу удовольствий.
Ориентиром для шиверы «Лососевая» служит на правом повороте песчаный обрыв на левом берегу с соснами на нем, слышен сильный шум воды. Шивера «Лососевая» в песчаном каньоне, представляющая собой змейку с несколькими достаточно резкими поворотами в узком русле и пологой каменистой горкой на выходе.. На заходе ощутимый левый прижим. Валы до 1 м. Течение очень быстрое. Идется по главной струе, читаемой с воды, но требуюет постоянного лавирования между камней. Упирается в остров, который лучше обходить справа.
Порог «Розовый слон» (Сарнитсанкоски) расположен на правом повороте реки. Первый падун – его ориентир – повышение левого берега и редкий соснячок на правом, остров с сосной ближе к правому берегу, красные гранитные скалы, сильный шум и заметное падение уровня воды. По правому берегу начинается тропа обноса. Представляет собой очень мощный слив высотой примерно 2 м, водопадный у левого берега и более пологий у острова. Язык слива по диагонали разрезан винтообразным валом, отходящим от левого берега. В 8 м от слива, справа розовый камень – «слоненок», после него река на левом повороте успокаивается и сильно разливается. Прекрасный и красивый порог, отличное место для катания.
Справа великолепная, оборудованная стоянка на несколько групп с водопадом «Джакузи».
Второй падун – порог «Мельница». Это бывшая мельничная плотина на скальном основании. У правого берега видны остатки высокой каменной плотины, до половины перегораживающей реку. Падун двухступенчатый, но верхняя, маленькая, ступенька больше похожа на перекат. У левого берега, непосредственно перед сливом – каменное мелководье, стоячие валы и левый прижим. Основной слив (правый язык) прямой, чистый, заканчивается классической жесткой бочкой.
Прекрасное место для катания. Просмотр – на любой берег перед плотиной. Тропы обноса по обоим берегам.
До следующего порога «Каньон» около 3,5 километров (30 мин.) спокойной воды.
Третий падун – порог «Каньон». Ориентиром третьего падуна является правый поворот русла, сразу за ним каменистый полуостров по правому берегу, у которого начинается быстроток, в конце его видна скала на правом берегу, слышен сильный шум воды. Порог начинается стометровой мелкой шиверой в неглубоком каньоне. Падун представляет собой крутую горку высотой до 1.8 м. на левом повороте реки. Небольшая «Лестница» из валунов и косая, солидная бочка в конце слива пенный котел.
После порога «Каньона» – короткий перекат и выход на порог «Храмина» .
Порог «Храмина» это четвертый падун, остатки, видимо, мельницы. К колодцу под колеса мельницы ведет водовод, пробитый в скале.
Шум слышен за ближайшим левым поворотом реки, впереди – прямой участок быстротока. Длина порога около 300м. Начинается 250-метровой разгонной шиверой с несколькими невысокими сливами, проходимой только в большую воду, пересеченной мелководной грядой. Справа - отвесная стенка, на которую идет длительный навал. Просмотр и страховку лучше проводить по левому берегу, он невысокий, как отвесный правый. Далее, до самого 5-го падуна, ровную воду сменяют извилистые мелкие шиверы с хорошим уклоном, в большую воду весьма интересные, а в малую – частично непроходимые.
Непосредственно за сливом перекат, русло разбивается на несколько проток цепочкой островов. И каменистый перекат, переходящий в шиверу длиной 400 м.
Шиверы после порога «Храмина» стали заметнее шире и мельче. Лавирование в них осложнено скоростью течения. В этих местах оборудованная бухта и слаломная каякерная трасса.
Порог «Ууксу» носит имя одноименного поселка. Он находится практически в черте поселка.
Несколько дней, проведенных на реке это и возможность насладиться карельскими пейзажами и получить положительный заряд эмоций , и заряд адреналина , и массу впечатлений от прохождения мощных порогов, да и сделать незабываемые кадры.
В статье использована информация из открытых источников. Фото из архива "Экотурсервиса".