Туризм и отдых в Карелии!

Ватчела. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая 1912 года.

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. 1912 год. Ватчела.

Координаты: 62.277923, 33.462011 (Кондопожский район Карелии).

Сегодня, 18 апреля 2018 года, была раскрыта маленькая тайна об одной разрушенной церкви. Очень давно всеми было позабыто, в честь кого или чего был освящен этот разрушенный храм в деревне Ватчела. Но благодаря Национальному архиву Карелии и лично заместителю директора - Ирине Петуховой, мы узнали интересные детали и имя храма.

 

Вот какая информация очень мелким шрифтом есть в "Олонецких епархиальных ведомостях" за 1912 год в №14 в статье "Духовное торжество в селе Ватчеле Петрозаводского уезда" (краткий пересказ на современный языковой лад):

"4 марта 1912 года в деревне Ватчела Вохтзерского прихода Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, которая тогда насчитывала всего десять дворов, состоялось освящение нового храма во имя Святителя и Чудотворца Николая.

На освящении храма при большом стечении народа присутствовал сам владыка Никанор, епископ Олонецкий.

Идея строительства этого этого храма принадлежала местному батюшке о. Василию Соколину за 2 года до события. За постройку храма высказался и тогдашний губернатор Николай Васильевич Протасье, который в 1912 г. уже являлся самарским губернатором.

Средства на постройку храма выделили:
- Государь Император - из своих личных средств пожертвовал 2500 руб.
- Местные крестьяне пожертвовали 1300 руб.
- Карельское Братство и другие организации, в которые обратился о. Василий Соколин письменно или лично, пожертвовали 700 руб.
Всего на строительство храма ушло 4500 руб.

Интересно, что на службе было произнесено поучение двумя священниками - местным священником Василием Соколиным и священником Вешкельского прихода Иоанном Скворцовым на русском и карельском языках.

Также, упоминается, что священник Василий Соколин не первый храм построил. До храма в д. Ватчелы, как пишут, он стал инициатором и организатором строительства храма в Чалко-Сельке.

Статью написал священник Салменицкого прихода Василий Пепшин. "

PS: От большого села Чалка-Селька очень давно не осталось и следа - маленький пустырь среди леса на берегу ламбушки. Но в 2012 году, во время небольшой экспедиции нам с другом - Александром Яцуком повезло не только найти это место, но и найти фундамент сожженной в 30-х годах  церкви. Деревня Ватчела еще теплится временной жизнью. Но храм уже тоже почти потерян.

Деревня Ватчела - это Кондопожский район Карелии. Деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в поздних традициях северного деревянного зодчества была построена в 1912 году и освящена 3 марта. Радость местных жителей была сильной и все были полны надежд на активное развитие родных мест. Но уже не за горами был 1917 год, который круто и достаточно быстро изменил привычный деревенскому жителю уклад и уничтожил духовную составляющую сельского мирянина. СССР и коммунизм - были не совместимы с тихим и добрым сельским миром и христианскими традициями северной деревни.

Возможно, что церковь в Ватчеле - это одна из последних сельских церквей в Карелии, что была построена с надеждами и лучшими ожиданиями, которым не суждено было сбыться. Каких-то 100 лет, и весь этот край пришел в запустение и растерял большую часть своих жителей и почти все деревни. А вместе с ними все дальше от нас прячется наша история и память предков.

Сегодня можно определить, что церковь имела крыльцо под двускатной кровлей с западной стороны, которое было пристроено к большим просторным притвору-сеням, где был вход на колокольню. Притвор с колокольней соединялся с еще одним коротким и более узким помещением "притвором-переходом" к просторному молельному залу. И традиционно с восточной стороны - помещение алтаря. Каждое помещение имело свою независимую кровлю - алтарь кровлю из пяти лепестков, молельное помещение и притвор-переход под двускатными кровлями. А притвор-сени с колокольней - под более сложной кровлей - но когда церковь лишилась колокольни (времена СССР), здесь была сооружена тоже двускатная кровля. Но конструкция сруба, говорящая о том, что здесь была колокольня - видна. Скорее всего основанием колокольни был бревенчатый четверик.

В 2018 году церковь руинирована более чем на 70%. Обрушилась кровля над алтарем и молельным помещением. Основное молельное помещение почти полностью разрушено - но еще сохранются фрагменты стен, которые не обвалились. Стены алтаря еще стоят, но тоже активно разрушаются. Наиболее крепкими выглядят стены притвора, так как над ними еще есть остатки кровли. Крыша крыльца и само крыльцо от ветхости "отошли" от стены храма" и заваливаются. Сквозь крыльцо растет большого размера рябина.

Есть воспоминания о том, что над церковью была колокольня. Скорее всего она была построена над притвором, но - или была не очень высокой, или была частично разрушена в XX веке и накрыта временной кровлей. На сегодня из-за сильного руинирования всего храма сложно понять точные размеры изначальной колокольни.

Про церковь в Ватчеле мало исторической информации, а в связи с крайней сложной доступностью этих мест - и фотографий совсем мало. Но есть интересные данные о том, что церковь была построена частично на личные средства российского царя Николая II, который выделил 2500 рублей. Об этом была статья в "Олонецких епархиальных ведомостях":

"Самым необычным жертвователем на нужды строительства церквей в Олонецкой епархии стал император Николай II. Он откликнулся на просьбы жителей приграничного с Финляндским княжеством Ватчельского прихода и «из своих личных средств отпустил на устройство храма 2500 рублей». Местные крестьяне и Карельское братство собрали оставшуюся часть суммы. В результате появился «просторный, великолепный храм».

Пепшин В. Духовное торжество в селе Ватчеле Петрозаводского уезда
4 марта 1912 года (Освящение храма) //  Олонецкие епархиальне ведомости. 1912. № 14. С. 254.
"

На эту статью ссылается также М.И.Бацер в своей монографии "Олонецкая епархия в конце XIX - начале XX века: жизнь духовенства" - он цитирует фрагмент статьи из "Олонецких епархиальных ведомо­стей", где упоминается информация о том, что в 1912 году церковь была освящена самим Владыкой (имеется ввиду Его Преосвященство, Преосвященнейший Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский) и приводится как пример описания в прессе жизни духовенства и значимости события для небольшого районного прихода:

«Скоро стало известно, что Владыка днем освящения храма назначает 4 марта и намерен сам прибыть.

3 марта, к 12 ч. дня, в деревню Ватчелу при­было окружное духовенство из шести прихо­дов... В ожидании Владыки пропеты были неко­торые песнопения из чина освящения храма, все­нощного бдения и литургии. Около пяти часов вечера послышались колокольчики... показался поезд. духовенство и народ высыпали на улицу встречать Владыку.

Когда тройка сытых, лучших, конечно, лоша­дей торжественно въехала в деревню и останови­лась у предназначенного для Владыки, украшен­ного национальными флагами дома и Владыка изволил выйти из повозки, духовенство во глазе с о. Благочинным Иоанном Успенским, ученики Вахтозерского министерского училища под управлением г. учителя И. А. Харитонова, дружно и громко пропели „ис-полла“.

Преподав общее благословение, благословив о.о. иереев и облобызав каждого из них, Влады­ка вступил на крыльцо, где встретил Его хозяин дома, местный церковный староста, крестьянин Василий Назаров и приветствовал его хлебом и солью и низким поклоном.

Войдя в дом, Владыка изволил с дороги вы­кушать стакан чая и, сделав предварительные к службе распоряжения, велел звонить ко все­нощной. Встреченный по обычаю в храме со св. крестом местным священником о. Василием Со­колиным и приложившись ко кресту, Владыка прошел чрез царские двери в алтарь. Получив Архипастырское благословение, о. Василий Со­колин начал служение всенощной. За порядком службы следил сам Владыка».

Духовное торжество в селе Ватчеле Петрозаводского уезда 4 марта 1912 г. // Олонецкие епархиальные ведомости. 1912. № 14. С. 254-258.

В ближайшее время постараемся найти оригинал статьи и дополним материал сверху статьи.

По информации от бывших жителей Ватчелы и их потомков -  до церкви в деревне при кладбище  была часовня Параскевы Пятницы. В исторических документах есть упоминание: "Часовня в деревне Ватчим в 22 верстах от церкви"..

Бывший житель Спасской губы с корнями из Ватчелы, Юрий Назаров пишет:

"Я помню церковь еще с 1976 года. Она была еще под крышей, с колокольней. Но уже без окон. Сам колокол долго хранился у моего отца (в сарае)- но потом он оказался в Музее г. Кондопоги (его сдал мой племянник "пионер" в 1990-х годах).  Туда же "ушел" тот самый медный старинный самовар, из которого Владыка "откушали стакан чая" при крещении церкви. Церковные иконы долго хранились у местных жителей, но в 70-е года по деревням  прошлись "грабители старины" и все иконы ушли вместе с ними."

Также у Юрия Назарова есть версия и про царский вклад:

"Мой дед, Василий Алексеевич Назаров, он и был церковным старостой в Ватчелах. Моя версия на сегодня, что царь Николай II в 1911 году приезжал на отдых в Марциальные воды. Он любил охоту на глухаря. А в тех местах раньше были знатные глухариные тока у деревни Ватчила. Вот и думаю, что там он и ночевал, и так как понравилось - сделал подарок, дал деньги на строительство церкви..."

А еще Юрий Назаров сообщает, что в деревне Ватчела был свой церковный праздник - "Троица". Возможно и церковь была Троицкая. Со временем узнаем точно.

Православная Церковь 1912 года в деревне Ватчела на карте:

Деревня Ватчела

Ватчела (карел. Vuaččel) — деревня в составе Петровского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия. Расположена на острове Лошадиный в юго-восточной части озера Ватчелское. Численность населения в 1905 году составляла 84 человека.

Ватчела, или ранее Аччиевнаволок (Атчиевнаволок), известна с 1597 г. на оз.Ватчельскоем (Ятчельском). На некоторых картах петровских времен можно встретить название озера не Ватчельское, а Кутчозеро, но не исключено, что это могла быть картографическая ошибка.

На 2018 год в деревне круглогодично никто не живет, но регулярно бывают рыбаки из соседних деревень, которые держат здесь дачи. Летом здесь обычная дачная жизнь в немногочисленных оставшихся домиках. Но добраться сюда крайне непросто. Нужна проходимая автомашина и лодка. Или снегоходная техника.

 

Текст, видео и фотографии: Илья Тимин и Мария Тимины, 14-17 апреля 2018 года.