Координаты: 62.253642, 33.477516
Церковь святого Петра является одним из старейших храмов Карелии, построенной в 1721 году по проекту и чертежам Петра I. Этот храм единственный в Карелии памятник архитектуры, связанный с деятельностью первого русского императора и сохранившийся с нетронутым архитектурно-декоративным убранством и живописью иконостаса.
Внешний вид церкви сильно отличается от канонических православных русских храмов. Европейские черты, как высокие стрельчатые окна, шпиль и кресты без традиционной второй косой перекладины придал церкви Святого Апостола Петра голландец, который руководил возведением здания, - Вильгельм Геннин.
По внешнему виду Марциальноводский храм крестообразный, (в основании имеет вид вытянутого креста), построен из бруса, с двумя куполами над колокольнею и алтарем и притвором. Вход в храм с северной стороны, а над ним – хоры (балкон) со слюдяными рамами, по бокам лавки для сидения. Петр предусмотрел удобное место для себя и своих близких, где они могли расположиться во время службы, чтобы своим присутствием не смущать богомольцев и самим не отвлекаться, чтобы не стоять в толпе, а иметь возможность присесть и отдохнуть во время длинной службы. Царь приезжал в Марциальные воды на лечение, а болящим не возбраняется сидеть в храме во время чтения часов и псалмов.
Иконостас в храме деревянный, резной работы, двухъярусный. Иконы, написанные первыми русскими живописцами, были расположены следующим образом: в первом ярусе по правую сторону от Царских врат – икона Спасителя как Царя славы. Рядом с ней икона ап. Петра в молитвенном состоянии. За ним – иконографическое изображение апостолов в лодке на озере, застигнутых сильной бурей и явление Спасителя на помощь утопающему Петру. Рядом находились икона Святителя Николая Чудотворца и образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» греческого письма и, как видно, древний, по преданию вынесенный в церковь из собственной спальни государя императора.
По левую сторону Царских врат: икона Богоматери с Младенцем, далее образы св. Иоанна Златоуста и св. благ. князя Александра Невского в схимонашеском одеянии. Все одинаковой высоты – два с половиной аршина, и полтора аршина шириной. Во втором ярусе пять круглых икон на холсте, изображающие страдания Спасителя, а в середине над Царскими вратами – на дереве, икона Тайной вечери, на которой традиционно изображаются Спаситель и 12 апостолов за столом.
Южные и северные двери в алтарь были устроены из холста. На первых изображен Ангел – хранитель церкви, на вторых – Ангел хранитель жертвенника. В алтаре имелись две иконы – Воскресения Христова и двенадцати праздников, современные основанию храма, а также литография, изображающая Распятие Господне на холсте очень искусной работы, вероятно выполненная за границей, что можно заключить по некоторым оттенкам, не свойственным Православию, – ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем.
В храме хранились некоторые вещи работы самого императора Петра Великого: на Горнем месте в алтаре – деревянный восьмиконечный крест с изображением Спасителя в терновом венце; деревянный ковчег с крестом наверху, 5 деревянных подсвечников, выточенных довольно искусно и окрашенных темно-коричневой с голубыми узорами краской, деревянный резной аналой (подставка для икон и книг в церкви), высотой полтора аршина.
Церковная утварь и некоторые книги, судя по надписям на некоторых из них, были взяты из Александро-Свирского монастыря. Сосуды серебряные, потир и дискос пожертвованы дядей царицы Наталии (матери императора Петра), серебряное кадило с резной надписью: «боярин Вас. Ив. Реп(нин) Александру Свирскому Чудотворцу», медная водосвятная чаша с деревянной крышкой, медный ковшичек, ветхие жестяные венцы с изображением святых. Долгое время хранились церковных облачений, по преданию, сшитые и подаренные в церковь императрицей Екатериной I. Далее следует описание некоторых вещей и богослужебных книг, составленное в 1872 г. священником Иоанном Лавровым.
В 1875 г. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Ионафан (Руднев) обратился к начальнику губернии с просьбой о выделении средств на ремонт храма. Решение приняли только черед два года. Церковь сохраняли как памятник Петровской эпохи. Каждый год 12 июля (по н. ст.) праздничный перезвон колоколов радовал обывателей поселка Марциальные воды и жителей города Петрозаводска.
В годы советской власти рядом с отстроенным курортом Марциальные воды был открыт филиал Карельского государственного краеведческого музея, который работает и в наше время. В ведение музея с 1946 года перешла и Петровская церковь. Последний раз комплексную реставрацию храма проводили в 1988-1992 годах. Сегодня же церковь реставрируется в рамках подготовки к столетию Карелии. В настоящее время реконструируется кровля и реставрируется иконостас церкви св. апостола Петра, построенной по проекту самого Петра I и освященной в его присутствии в 1722 году.
Пока богослужения в храме совершаются лишь раз в год - 29 января, в день поклонение честным веригам апостола Петра, в нем совершается праздничный молебен.
14 сентября 2019 года, в церкви святого апостола Петра были освящены, доставленные в специальных футлярах из реставрационной мастерской, два отреставрированных и вновь покрытых сусальным золотом креста. Пока эти исторические святыни карельской земли еще не могут занять подобающего места. Лишь только после окончания полной реставрации церкви, в планах которой еще предстоит проведение отмостки, инженерных работ, а также полная покраска и ремонт крыши храма, один из крестов будет установлен над центральным куполом, а второй — над небольшой колокольней при входе в храм.
Настоятель - иерей Петр Кирьянов.
Апостол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. Вместе с апостолом Павлом называется первоверховным апостолом. В католической церкви считается первым папой римским.
Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении
Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. שמעון — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. Πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כֵּיפָא — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).
Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:
Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
— Мф. 16:18-19
Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.
По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, на Тайной вечере обещал, что не отречётся от Иисуса Христа, именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус (Мф. 26:34, 35), проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса..
Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается, как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.
Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:
Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, Пётр был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.
В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет — Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.
Опсиание храма: Карельская Митрополия.
Фотографии: Илья Тимин, 2020.