Республика Карелия, Кондопожский район, город Кондопога. 10 августа 2018 года.
Успенское пепелище в г. Кондопога. Основной пожар потушен, но трехсотлетняя древесина сухая и периодически очаги возгорания возникают вновь - за этим внимательно следят сотрудники МЧС. Успенская церковь утрачена полностью. Фрагмент нижнего венца с восточной стороны был не тронут огнем, но и это пока под вопросом.
Карелия потеряла один из самых значительных памятников деревянной архитектуры. Увы.
Репортаж о том, какой был храм менее года назад, можно посмотреть здесь: Успенская церковь (Церковь Успения Пресвятой Богородицы) в городе Кондопога.
В 16 веке здесь уже стоял Храм. После поражения России в Ливонской войне этот Храм был разрушен.
В 1585 году была построен второй, не переживший Смутные времена. В 1616 году была поставлена третья Успенская церковь, впоследствии разобранная из-за ветхости.
В 1774 году была построена деревянная Успенская церковь, которая впитала в себе все лучшие традиции деревянного зодчества. Кто-то сравнивает ее значение в культуре севера - "Как египетские пирамиды".
Рубили ее на народные средства в память по погибшим в Кижском востании 1769 — 1771 годов.
"В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 сажени."
В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.
По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».
Фото и видео: Илья Тимин, 2018.