Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно-известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных церквей, строений и домов. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие (небольшая часть) привезены сюда из других мест. По одной из легенд, здания сделаны одним топором (без других инструментов), который потом мастер выбросил в озеро.
Сейчас в Кижах размещается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Кижи с 1990 года включены в перечень Всемирного наследия и находятся под защитой ЮНЕСКО.
Достопримечательности Кижей - это не только объекты музея Кижи, о которых ниже, а также и 14 церквей и часовен, разбросаных по кижскому архепелагу.
Церковь Преображения Господня (1714 г.) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект).
Предшественником считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области.
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов -там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.
Иконостас — четырехъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.
Этот храм «зимний» (т. е. отапливаемый), службу в нем ведут с 1 октября и до Пасхи. Считается, что Покровская церковь на 50 лет «младше» Преображенской.
Певоначальный иконстас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре».
Колокольня завершает архитектурный ансамбль Кижского погоста. Возникла на месте обветшалой предшествинницы в 1862 году.> Деревянная ограда
До наших времен не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений.
Старейшая деревянная церковь России (XIV век). Перевезена из Муромского монастыря. Эта скромная кладбищенская церковь имеет иконостас из двух рядов икон не старше XVI века.
Перевезена из дер. Леликозеро. В часовне сохранился иконостас и расписной потолок из окон местного письма конца XVII века.
Фотографии: Илья Тимин.
Официальный сайт музея-заподвеника "Кижи": Музей "Кижи".