Деревня Типиницы (около 20 км к юго-востоку от Великой Губы) упомянута в Писцовой книге 1646 года. В 18 веке в приходе было около семидесяти дворов и 797 жителей.
Тех, кто в те времена отправлялся в Типиницы, могли увидеть величественную панораму погоста (административного центра) с огромной шатровой церковью. Вознесенская церковь была срублена в 1781 году. В ней было 3 престола: во имя Вознесения, Ильи Пророка и Богоявления, видимо, поэтому на бочке храма на алтарном прирубе размещалось сразу три главки, случай чуть ли не единственный в своем роде. Она просуществовала до 1970-х годов. Храм располагался на склоне холма в отдалении от Типиницкой губы так, что был хорошо виден и с озера, и с подъездов к Типиницам. Он замыкал собой деревенское пространство, отгораживая его от полей и лугов. Типиницкая церковь - одно из самых монументальных построек Заонежья, высотой около 50 м, которая сгорела уже в конце XX века.
Существует много мнений, стоило ли переносить исторические постройки с их родного места, нужно ли после реставрации возвращать иконы на их «законное» место. Зная этот пример и десятки других (по Карелии), то возможно и есть смысл перевозить на новое место исторические архитектурные памятники, где есть возможность осуществить не только элементарную охрану от вандализма, неосторожного обращения и но представить архитектурный памятник более широкому кругу людей. Теперь, по прошествии более, чем пятидесяти лет, когда была осуществлена реставрация сгоревшей в Типиницах церкви, и вывезены на реставрацию иконы 16-18 веков, мы можем быть только благодарны , что бесценные иконы письма типиницкой иконописной живописи, удалось сохранить.
После реставрации иконы находятся в различных музеях. Одна из них – « Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний», написанная еще в XVI веке, очень характерна для местной живописи. Изображены на ней святые, которых особенно почитали на Севере как помощников в крестьянском хозяйстве, защитников и покровителей лошадей, коров, коз и овец. Яркие, сияющие краски, смелый и свободный рисунок, выразительность поз делают эту икону одним из самых замечательных памятников северной живописи.
В церкви было найдено и несколько прекрасных произведений XVII века. Особенно любопытны житийные иконы. Изображения в клеймах полны живости, движения, изобилуют множеством подробностей. Одни типиницкие иконы ярки, красочны, узорны, например «Огненное восхождение пророка Ильи на небо», где замечательна широкая лента орнамента, очень похожего на росписи иконостасных тябл (бревна, разделяющие в иконостасе иконы, и закрепленные в стены церкви северных церквей. Другие памятники более сдержанны.
Само обилие икон наводит на мысль, что здесь в XVII веке была целая художественная мастерская. К тому же, на многих иконах сохранились надписи, сообщающие, что вещи исполнены именно в Типиницах. А два памятника – «Никола Можайский с житием» (1667 г.) и «Параскева Пятница с житием» (1660 г.) - так похожи по стилю, что могли быть созданы только в одной мастерской, а может быть, даже и одним художником. Иконы из Типиниц древнее церковного здания, в котором находились. Ими были украшены церкви, стоявшие в этих местах в более далекое время.
Эти иконы служат живыми свидетелями ранних эпох, они позволяют заглянуть в далекое прошлое села. Знакомство с местной живописью приводит к выводу, что уже в XVII веке село было значительным художественным центром со своей иконописной мастерской. Это особенно важно, если учесть, что Типиницы вовсе не принадлежали к числу самых крупных заонежских деревень и были лишь одним из селений большого округа - Спасского Кижского погоста. В Петрозаводске в музее изобразительных искусств, хранится икона из Типиниц « Никола Можайский с житием» 1667года написания.
В современной деревне постоянно живет чуть больше двадцати человек. В Типиницах у дороги по направлению к деревне Поля стоит маленькая часовня Святого Духа, построенная в наше время руками сельчан.
В статье использованы материалы из открытого доступа.
Фото Андрея Акимова, Петрозаводск.
|
|
|