Туризм и отдых в Карелии!

Шуньга, поселок. Карелия

Поселок Шуньга  – одно из крупных поселений Заонежья. Название предположительно трактуется , как крайняя часть озера или самый конец залива.

Шуньга... Первейшее, знаменитейшее и старейшее село Заонежья. Более ста лет назад Шуньга считалась самым богатым населенным пунктом во всем Повенецком уезде.

Некогда и весь Заонежский полуостров назывался Шуньгским.

Шуньга – одно из древнейших поселений Заонежского полуострова, располагается на острове, покоящемся в северной части озера Путкозеро, на который с обеих сторон вели мосты.

Первые упоминания о шуньгских крестьянах можно встретить в Чёлмужской «обводной грамоте», составленной 1 июля 1375г. А первое подробное описание Шуньгского погоста даётся в писцовой книге 1496 года, составленной писцом Юрием Константиновичем Самбуровым.

«Три деревянные церкви украшали Шуньгский погост. Церковь Николы Чудотворца упоминается в Писцовой книге 1628г. Она была «о девяти шатрах», «с приделом вверху на полатях». Предназначалась церковь только для летних богослужений, т.е. была «холодной» и без трапезной (помещения для проведения народных сходок).

Церковь Благовещенья упоминается в писцовой книге за 1616г. Она была увенчана шатром, имела трапезную, использовалась для зимних богослужений.

Самой «молодой» из них являлась церковь Богоявления.

С холма «Чуглак» открывается вид на всю окрестность: на деревеньки  с домами, раскинувшиеся вдоль берега озера.

А в северо-восточной части озера возвышается ещё одна гора, именуемая «Майской». В период судоходства по Онежскому озеру с приближением парохода к маяку на «Майской горке» поднимался флаг, и многие жители Шуньги и окрестных деревень спешили на пристань, на встречу парохода, как на праздник.

Через Шуньгу проходила главная сухопутная дорога средневекового Севера, связывающая Белое море и Онего с Новгородом. Шуньга формируется вначале как складочный пункт, затем – торг и, наконец, получают широкую известность Шуньгские ярмарки. Когда начались они, никто не знает. Однако наличие таможенной избы в Шуньге свидетельствует, что новгородцы торговали здесь с поморами ещё в XV-XVI веках.

Первые сведения о Шуньгских ярмарках относятся к 1644г.  В Шуньге ярмарочный гул не смолкал чуть ли не круглый год. Четыре ярмарки

Устроению  четырех ежегодных ярмарок в Шуньге способствовало её географическое положение. Через Шуньгу проходили зимние пути из Карельского Поморья и Лопских погостов в Пудож, Вытегру, Каргополь, Петрозаводск, Олонец и центральные города России. На ярмарки в Шуньгу приезжали купцы, рыбопромышленники и торговые крестьяне из Колы, Коми, Олонца, Повенца, Пудожа, Петрозаводска, Сумского Посада, Нюхчи, Ухты, Ругозера, Ребол, Сямозера и других населённых пунктов Карелии. Одним из важнейших факторов основания ярмарок в именно Шуньге послужил и характер шуньгских крестьян, отличавшихся особой энергией, предприимчивостью и множеством ремесленных талантов.

В XVIII в. в Шуньге на церковном острове (Кокострове) имелось три амбара для хранения товаров. Место это принадлежало  вначале Шуньгскому Никольскому монастырю, а после Тихвинскому монастырю.

По обороту в Шуньге на первом месте стояла Богоявленская (Крещенская) ярмарка.  Самой богатой была ярмарка в 1862г., товарооборот которой составил 1135200 рублей.

 В начале XIXв. В Шуньге на церковном острове существовал деревянный гостиный двор, в котором находилось 115 лавок, но их было недостаточно, и многие товары во время ярмарок на ночь оставались на возах или складывались в подпольях крестьянских изб.

Ярмарки в Шуньге продолжали жить, несмотря на снижение товарооборота вплоть до 1916г., когда сгорел гостиный двор со всеми своими 400 лавками.В 1930-е годы ярмарки в Шуньге прекратили своё существование.

Ассортимент ярмарок был в течении XIX в. достаточно традиционным и менялся незначительно:  пушнина, рыба, дичь, кожи, изделия местных ремесленников, чая, сахара, деревянной, стеклянной и каменной посуды, продавалось до 100 голов жеребят и столько же рабочих лошадей. Причём среди местных товаров преобладающее значение имела пушнина, а среди привозимого из разных городов – «красный товар».

Перекусить можно было в четырех трактирах. А трактир  с кухней содержал только Василий Дмитриевич Щепин. Вот как описывали его очевидцы. «Дом у него особый, под трактир, деланный, без сарая, с ёлочкой над крыльцом. (Ёлочку в деревнях ставили в домах, где есть трактир). Первый этаж – кухня и общий зал, битком набитый обедающими и выпивающими. На втором этаже было почище, потише. Люди сидели без верхней одежды. Помещение можно назвать и избой: икона с лампадкой, мощные лавки. Но стол не один, а несколько. Стулья. Печь – голландка. Помещение казалось просторным. В соседней комнате за занавеской – портьерой слышались удары бильярдных шаров. В одном из углов – стойка с бочонком, на котором висели «крючки» (мерка для спиртного, похожая на турку для варки кофе). Самовар. Блюдо с кренделями, пряниками, печеньем, колотым сахаром. Полки, уставленные с разноцветными полуштофами с различными наливками и настойками. Похоже, что здесь, на втором этаже, кабацкий ром «крючками» никогда не мерялся, в солидных компаниях для этикету ставился обычно полуштоф, какой покрасивее.»

Основную массу обслуживающего персонала ярмарки составляли крестьяне, и в первую очередь шуньгские. Но возчики на ярмарке были со всего Заонежья. Шуньжане пускали купцов на постой. Некоторые даже жили безбедно целый год от доходов постояльцев. Крестьяне во время ярмарок подряжались на охрану возов, чистку прорубей, погрузочные работы и т.д.

Для сбора подробных сведений о торговле губернатором назначался специальный чиновник, который собирал сведения при помощи местной полиции. На ярмарке постоянно были судебный следователь, становой пристав, мировой посредник. За съестными припасами наблюдал повенецкий уездный врач. Санитарного же врача ярмарки не знали.

По некоторым данным, общее число приезжающих и местных жителей во время ярмарки доходило до 7000 человек. Это были люди разного звания и национальности, с разными вкусами и потребностями. Ярмарка притягивала также множество лиц, промышлявших разного рода предосудительными и даже преступными занятиями (нищие, шулера, воры, проститутки и прочие).

По описанию очевидцев, ярмарки проходили очень весело и оживлённо. За 10 копеек можно было хорошо развлечься: посмотреть цирковое представление, покататься на карусели, прокатиться на оленьих нарах.

Ярмарочная карусель с механическим ручным приводом появилась в Шуньге в конце XIX в. Для того, чтобы крутить карусель, специально нанимали за плату «крутильщиков».

Иногда на ярмарке устраивались панорамы с выигрышными билетами, так в 1872г. их было 3, две из Петрозаводска и одна из Ярославля.

Из своеобразных развлечений Шуньгской ярмарки выделялись гонки на лошадях по озеру. Лёд специально намораживали заранее. Праздничные упряжки по несколько десятков соревновались друг с другом. Победитель получал приз. Бывали соревнования с грузом. В сани грузили по 25 пудов и выясняли, чья лошадь сильнее.

Праздничное многолюдье и многоцветье всегда отличало заонежские ярмарки. В расписных санях парни катали девушек, танцевали кадриль, играли в различные игры. На ярмарку приезжало множество музыкантов. Из музыкальных инструментов  преобладала крестьянская гармошка.

Заонежье считалось одним их хлебородных районов Олонецкой губернии. Это обуславливалось тем, что в местах выхода на поверхность шунгита плодородность полей несколько выше, значительная площадь посевов не подвергалась вызябанию, находясь неподалёку от больших масс воды, которые отдавали осенью тепло постепенно. Почва чёрного цвета, и местные жители называют её «чернозёмом». Как отмечали очевидцы, климат в Шуньге теплее, чем в Повенце. Вокруг Шуньги с конца XIX в. крестьяне успешно разводили яблоневые сады. Был сад и у Шуньгского училища. В жаркое лето здесь вызревали даже сливы. Здесь выращивали озимую рожь, овёс, ячмень, в незначительных количествах пшеницу, горох, а также местный сорт скороспелой гречихи. Из огородных культур высаживали картофель, лук, морковь, свеклу, репу, брюкву, капусту «шуньгского» сорта, кочаны которой достигали веса в 6-6,5 кг. Некоторые крестьяне выращивали огурцы, цикорий, лён и коноплю.

Животноводство носило вспомогательный характер. Крестьяне разводили коров шотландской комолой (безрогой) породы, а также холмогорской и восточно-финской породы. Среди лошадей встречались местная порода и полубитюги. Разводили также овец финской, шведской и русской длиннохвостой пород, дававших мало шерсти.

В 1916 году чуть ли не вся Шуньга сгорела, поскольку не было средств для тушения пожара.

За всю свою историю, как известно по документам, Шуньга горела трижды. Пожары уничтожали и высящиеся главы храмов Божиих. С их богатством и благолепием и красивые дома и строения мирных жителей с их вычурными украшениями.

Купец Иван Иванович Крылов, несмотря на убытки во время пожара, принял решение  восстановить церкви на свои деньги. Осенью 1909г. были изготовлены в Петербурге два колокола и отправлены в Шуньгу. Когда пароход шёл по реке Свирь, разыгралась страшная буря: Онего бушевало. Но как только колокола перегрузили на другое судно, которое должно было следовать дальше, ветер упал, озеро успокоилось. Шуньжане приписывают такую скорую перемену погоды явной помощи святого Николы, покровителя всех путешествующих, в том числе и по водам плавающих. Крылов восстановил церкви.

В память спасения императора Николая II  и его семьи на яхте «Штандарт» в Финляндии И.И.Крылов с женою построили на свои средства богадельню для бесприютных престарелых прихожан. «Шуньгская Никольская богадельня И.И. и П.Я. Крыловых» представляла собой два прекрасных здания в центре Шуньги, обеспеченные всем необходимым инвентарём и оборудованием. (При советской власти в одном из зданий располагался народный суд и районная столовая, после войны – клуб, а в другом – начальная школа.  хлебный магазин.)

В Шуньге было Земское  мужское училище.  На первом этаже располагались три просторных классных комнаты, на втором – квартиры учителей. При училище был ночлежный приют  для учеников и бесплатная столовая для детей бедных родителей. Земство принимало меры по развитию ремесленного образования в училищах. При Шуньгском училище был открыт ремесленный класс сапожного мастерства. Мастерская выполняла посторонние заказы обуви в большом количестве.  В 1909г. была открыта библиотека. Заведовал библиотекой на общественных началах учитель М.Н.ПономарёвВ 1895г. в Шуньге открылось женское земское училище. Три урока в неделю были посвящены рукоделию. Девочек учили шить простые вещи, вязать чулки, вышивать тамбурным швом, крестиком и по канве.

Шуньгская больница в Повенецком уезде была одной из лучших. Это было новое специальное здание, оборудованное всем необходимым. Она оказывала медицинскую помощь населению соседних волостей.

В 1870г. была построена тележная дорога от Повенецко – Петрозаводского тракта до Шуньги. Открылось пароходное сообщение. В 1875 г. в Шуньгу пришло 19 пароходов и 3 соймы из Петрозаводска и Вознесенья с грузом хлебных продуктов, вина и разных товаров. В 1884г. Повенецкая земская управа заключила подряд с крестьянином Титовым, уроженцем д. Тережье, имеющим мельницу, на постройку моста через губу Святуху (это около 200м. длиной). В 1885г. мост был построен.

В середине тридцатых годов XIXв. при шести церквах Шуньгского прихода, в том числе и в Шуньге, были открыты церковно – приходские школы. Они размещались в частных домах.

Статус районного центра в советские годы потребовал возведения в Шуньге различных общественных зданий. Большинство из них было построено (или реконструированы старые постройки) на острове, в историческом центре села. Это были школа, больница, магазины, аптека, парикмахерская, дом колхозника (гостиница). Сохранились и два церковных строения.

Вот как описывала Шуньгу статья из газеты «Комсомолец» в 1935г.  «В здании бывшей каменной церкви открыт прекрасный  клуб.В клубе – зрительный зал на 300местПри клубе работает библиотека, располагающая несколькими тысячами томов книг, и читальня. При клубе организовано несколько кружков…

В 1941г. началась война, и при отступлении была подожжена Шуньга - три дня и три ночи полыхало зарево  над селом. Жители соседних деревень со слезами смотрели на это страшное зрелище. Всем было жаль Шуньгу, её добротные постройки.

Говоря о Шуньге, нельзя не вспомнить о заонежской вышивке. Слава о ней гремела по всему миру. Заонежская вышивка вобрала в себя самое лучшее из русского и карельского искусства. Для этого достаточно посмотреть на старинные заонежские полотенца, накомодники, платья. Тем они и привлекательны, что сочетают в себе и русские, и карельские корни!

Ещё в 1900г. работы Татьяны Риккиевой и Евдокии Павловой на Всемирной выставке в Париже были отмечены большой серебряной медалью.

В 1907 году в Шуньге был создан пункт Петербургского «Общества помощи ручному труду» под руководством Пономарёвой А.А. И уже в 1913 году насчитывалось до 300 мастериц – надомниц не только в Шуньге, но и по окрестным деревням. Изделия заонежских мастериц побывали в Калифорнии, Париже, Лондоне.

А красота Шуньгского Погоста, оставшегося белокаменной сказкой лишь на старых фотографиях, оставляет неизгладимое впечатление и сейчас. Сочетание природных скал, сглаженных ледником, и рукотворных белых стен церквей с возвышающейся над ними звонницей, ни одного путника не оставляло равнодушным.

От былого экономического благополучия не осталось, что очень обидно.

Но мировую известность Шуньге принесли не ярмарки и заонежская вышивка, а уникальный минерал шунгит. Ныне Шуньга известна лишь благодаря «аспидному камню» - уникальному углеродистому минералу, впервые описанному в ее окрестностях и названному шуньгитом. Именно здесь он был впервые обнаружен. Это единственный минерал в мире название, которому дало место, где он был найден, а именно Шуньга. Так Шуньга стала всемирно известным в специальной литературе географическим пунктом.

Шунгит – один из следов древнейшей жизни на планете. Местонахождение первой горной выработки по добыче высокоуглеродистых шунгитовых пород является памятником природы.

В статье использована информация и фото из открытых источников.