Туризм и отдых в Карелии!

Мегрега, карельское село.

  • Икона покровмтелям домашнего скотаФлору и Лавру.
  • Парижская Всемирная выставка 1900года.
  • Так выглядела серебряная медаль Всемирной выставки в Париже.
  • Такие мужские шляпы плели в Мегреге.

 Мегрега— старинное карельское село в 12 км от Олонца. Название деревня получила от одноимённой реки Мегреги. Серебристой лентой стелется дорога, а справа голубым шелком река Мегрега. Река Мегрега название свое имеет от озера Мегрозеро, откуда начало свое и получила. Озеро называется так потому, что в окружности его водилось много барсуков, которые по-карельски называются «magru» «мягрю».

В старину  деревня называлась  деревней «мастеров соломенных шляпок». Мегрега прославилась своеобразным и интересным для Карелии видом кустарного ремесла, которое существовало 100  лет тому назад. Это плетение из соломы. Организатором этого промысла считают крестьянина Мегрегского общества, дер. Гамар-Гора Михаила Васильевича Тарасова. Соломенные изделия  были экспонированы на Парижской всемирной выставке 1900 года и  крестьянка Матрена Комисарова, удостоена большой серебряной медали (медаль, правда, не дошла до получателя, но был прислан диплом на нее).  

Вот, что пишет И. Благовещенский об этом промысле в 1889 году в Олонецких Ведомостях.

Изделия из соломы.

В Олонецком уезде, как и в других уездах нашей Олонецкой губернии, кустарные промыслы развиты в самых ничтожных размерах.Только вМегрецком, Юргильском и Куйтежском, в последние 5 лет значительно выделился промысел плетения из соломы шляп, фуражек и узких лент (плетней). Начало этому промыслу положил крестьянин Мегрецкаго общества, деревни Гамалы, Михаил Васильев Тарасов (он же и Соколов), который еще в детстве, лет около 25 тому назад, самоучкою научился плесть из ржаной соломы мужския шляпы. От Тарасова шляпное производство переняла крестьянка дер. Мартыновой  Яковлева с дочерьми и затем промысел этот развился по другим селениям .

Сначала соломенныя шляпы продавались местным крестьянам по баснословно дешевой цене, 3 - 5 коп. за штуку, и частию вывозились по воскресеньям на базар в г. Олонец, находящийся в 12 верстах от места производства, но сбыт там встречали самый ничтожный. Выгоднее соломенныя шляпы продавали в Свирском монастыре, на Троицкой ярмарке, а затем, началась отправка их и в Петербург. Лет 5 тому назад стали покупать там не столько самыя шляпы по фасонам. Процесс изготовления плетней самый простой: из 7 соломинок свивается лента, шириною в 3 дюйма, длиною  25 аршин.

Значительное требование в Петербург соломенных изделий вызвало распространение производства их почти по всем деревням Мегрецкаго, Юргильскаго и Куйтежскаго обществ. Взрослые мужчины мало занимаются плетением соломы, для них имеются другия сподручныя, более выгодныя занятия, да к тому же они с презрением смотрят на плетение, как на бабье дело; но женщины, дети и старики, в свободное от земледельческих работ время, большею частию занимаются плетением соломы…»

 

 При въезде и выезде из селения здесь стояло два креста, оба поставленные по случаю сражения с литовцами. На одном из них была прибита дощечка с надписью: «На сем месте, по установленному преданию, около 1620 года, во время нашествия Литвы, происходило сильное сражение. В память такового события на погребенных телах усердием благочестивых предков и поставлен сей крест, по ветхости своей, вновь возобновленный 11 мая 1883 года» В настоящее время крестов уже не существует.

 Так же в память о сражении с литовцами выстроена в 1613 году и церковь Флора и Лавра. Она  стоит за выездом из Мегреги справа от дороги, в сосновом лесу  Церковь Флора и Лавра -небольшая деревянная кубическая с восьмискатным  подщипцовым покрытием и с трапезной палатой. Построена она в 1613 г. в честь побед России в войне со Швецией и по образцу каменных церквей. Посвящен храм святым Флору и Лавру, день памяти которых празднуется 18 (31) августа. Эти святые почитались крестьянами Русского Севера как хранители домашнего скота, покровители крестьянского хозяйства.

Во времена наших дедушек и бабушек святые Флор и Лавр были известны если не всем, то очень многим. Их изображения обязательно были в каждом крестьянском доме.

Мегрегская церковь является редчайшим в стране памятником деревянного зодчества. В ней, четырехфронтонной, с шатровым верхом, хорошо просматриваются черты, характерные для знаменитого новгородского каменного храма Федора Стратилата - восьмерик с крышей в виде невысокого шатра расположен над трапезной, вход с крыльцом устроен с северной стороны. Церковь, как и её каменный прототип, небольшая по размеру, рублена из бревен, позже, в XIX веке, по архитектурным веяниям того времени, обшита снаружи тесом. Последнее сделано для придания деревянной церкви большего сходства с каменной.

Строгий интерьер церкви сохранился почти без изменений.

Мегрегская церковь действующая, в ней периодически проводят службы. В её окрестностях расположено кладбище, на котором хоронят и в настоящее время. Храм, хотя и находится на небольшом пригорке, почти не виден с дороги из-за того, что закрыт деревьями.

 В Мегреге сохранилось еще здание Воскресенской церкви.Дата постройки храма  Воскресения в большом селе Мегрега — 1868 год, но деревянные церкви на этом месте строились и ранее. Еще в Писцовой книге Обонежской пятины Заонежской Половины Олонецкого Рождественского погоста написано: «Да того ж Олонецкого погоста выставка на реке Мегреге Церковь Воскресения Христова». При Советской власти Воскресенский храм в 1937 году внесудебным решением так называемой «тройки» был изъят у верующих, лишен главки с крестом, колокольни и переоборудован в Дом культуры.

Недавно здание каменного храма Воскресения Господня передано приходу Смоленского собора города Олонца. По сообщению  благочинного Олонецкого округа протоиерея отца Михаила Тереняка, по постановлению сельского схода силами местных жителей началось возрождение храма.

Само церковное здание находится в удовлетворительном состоянии, но с чердака пришлось вывезти пятьдесят тракторных телег голубиного помета.

Для начала следует подготовить проектную документацию, восстановить на чертежах прежний исторический облик храма. А ведь далее предстоит огромная и дорогостоящая работа по проектированию, возведению главки с колокольней, алтарной части, иконостаса, отливки и установки колокола…

Местным жителям не под силу обеспечить такое финансирование. Православные верующие Мегреги обращаются к жителям республики и гостям с просьбой принять участие в богоугодном деле возрождения храма Воскресения Христова.

Карельское село Мегрега по современным меркам - большое. Жителей, примерно1300 человек.

Жители Мегреги вообще известны, как стремящиеся стать горожанами. Отсюда многие постоянно ездят в Олонец, который стал для них непременным продолжением родного села. Вернее, скорее просто Мегрега стала для них не более чем отдалённой частью Олонца. Но Мегрега не перестала быть нормальным большим карельским селом.

Мегрега – переломная точка, восточнее которой начинается восхождение по катене. Отсюда уходит дорога на восток, которая понемногу заводит незаметно вверх, в леса и к горушкам. На запад  же – прямая дорога к Ладоге, через почти среднерусские поля и луга Олонецкой низины. Мегрега – это первая точка особенной Олонецкой Карелии. Благоприятные климатические условия дополняются здесь на редкость удачно расположенной низиной, образовавшейся среди залесённых сельг, при впадении Мегреги в Олонку. . Пространство вдруг словно расширяется. Оно становится более свободным, растянутым; возникают обширные луга и поля, леса поднимаются выше по склонам отрогов Олонецкой возвышенности с её плавными холмами, озёра встречаются реже, а реки становятся полноводными. Так и жители здесь словно понемногу "открываются", карельская замкнутость начинает улетучиваться; появляются большие деревни с гигантскими бревенчатыми двухэтажными домами, стиль которых неизменен и в современных постройках.

(При подготовке материала частично использована статья Константина Кучера «Олонец. Что определяет лицо этого города?», а также статья Федуловой Г. М. Использованы фото из открытых источников.)