Деревня Чёлмужи Медвежьегорского района стоит на берегу Повенецкого залива Онеги. Из археологических раскопок 20 века известно, что люди в этих местах жили уже в очень древние времена. А в письменных источниках упоминание этих мест относится к векам XI-XII.
(Происхождение названия деревни Чёлмужи - саамское, поскольку стоит или находится вблизи, на мысу Чолма чуппу, что переводится с саамского, как угол.)
Напротив посёлка, на юго-восточном побережье Повенецкого залива Онежского озера, находится Чёлмужская коса — государственный региональный геологический памятник природы.
В этом живописном краю, с богатыми природными дарами лесов и озер, начали селиться новгородцы. Торговый путь из Великого Новгорода пролагался через Онежское озеро на северо-восток. По всему пути и создавались поселения, погосты – административные центры.
Новгородские мастера-плотники славились своим умением. Нa новых землях крестьяне из отличной кондовой, выросшей в сухих борах сосны рубили избы, амбары, бани. Одновременно почти в каждом селе возводили часовни, а в крупных административных центрах-погостах - и церкви. Удивительно, что до наших дней в деревне Чёлмужи сохранился памятник деревянного храмого зодчества. По разным данным, годы постройки ее относят от конца XVI века до начала XVII века. Богоявленская церковь в селе Чёлмужи более трех с половиной столетий возвышается на песчаном, открытом всем ветрам берегу Повенецкого залива, и просматривается издалека с водных просторов озера. И вход в церковь от воды. Видимо сюда раньше скорее приплывали.
История сохранила сведения, что Церковь Богоявления связана с монахиней Марфой (княгиней Романовой - матерью будущего царя Михаила), сосланной в Заонежье Борисом Годуновым. В изгнании ей помогал священник Ермолай Герасимов, за что в последствии был щедро одарен: подарена вотчина в Челмужах вместе с крестьянами, освобожден сам и его потомки от всяких податей и повинностей. И пожаловано боярское звание. Предположительно, что церковь Богоявления была построена или перестроена на пожертвования бывшей инокини Марфы. (Потомки Ермолая Герасимова живут в деревне по сей день).
В подтверждение того, что Чёлмужи уже X-XII веках, видимо, «процветали», а может, шла борьба за эти места, говорят и находки археологов. На территории села были найдены украшения из бронзы и серебра, а также западноевропейские монеты.
Вблизи деревни Чёлмужи расположены сопки, которым приписывают искусственное возникновение. Об этом пишут Олонецкие губернские ведомости. 1890. №48.
(К сожалению, более подробно о тайнах этих сопок информации не нашлось, безусловно, хотелось бы знать, проводились ли официальные раскопки.)
В XVII веке Чёлмужи уже село большое. Зимой, когда на озере становился лед, мужики отправлялись на заработки в Архангельск, и даже Москву. Поскольку на болотистых каменистых землях было трудно выращивать урожаи, которые помогали бы прокормиться. Но Онежское озеро свои рыбные «урожаи» отдавало в достатке. И до сих пор эти места славятся хорошей рыбалкой.
PS Надеемся, что в ближайшее время увидим новые фотографии нашей экспедиции о весенне-зимней рыбалке на Онего вблизи деревни Чёлмужи.
К статье использованы фото Ирины Ларионовой и из открытого доступа.