Туризм и отдых в Карелии!

Кестеньга, поселок в Лоухском районе. Карелия.

Поселку Кестеньга Лоухского района Карелии более 400 лет. История поселка длинная. На берегах Топозера поселок  Кестеньга – древнейший. В настоящее время сохранилось немного документальных свидетельств о его раннем прошлом.

История возникновения поселения уходит в XV—XVI века. Первое упоминание относится к 1547 году. В 1628 году поселение упоминается в указе царя Михаила Фёдоровича, как центр общины на Топозере. Но на самом деле в этих местах уже были поселения саамов. Это саамское поселение пережило нашествие шведов с поляками, разбои польских наёмников времён смуты Лжедмитрия.

С продвижением карелов на север лопари или саамы были постепенно вытеснены с этих земель.

Саамы вначале с помощью колдовства пытались «пришельцев» изгнать из этих мест, а, впоследствии,  вынуждены были уйти в более северные места. И, тем не менее, по спискам учёта деревень северо-западного Беломорья за 1870 год первыми жителями в устье реки Кестеньга на Топозере считаются старожилы из рода лапландца (саама, лопаря) по имени Кеме. В последствии фамилия трансформировалась в Кемовы. Народное предание утверждает, что Кеме (Кемовы) были карелы  по национальности.

К середине XVIII века на Топозере уже не существовало лопских поселений, в настоящее время о них напоминают только названия мест - Котисаари ,  Вежаниеми,  да и имя самого озера происходит от лопарского слова «туоппо» - ножны.

Для  административной самостоятельности Кестеньге нужна была своя приходская церковь, она была построена в 1872 году на средства санкт-петербургского купца Кундышева. Церковь в честь святого архидиакона и первомученика Стефана. С внешней стороны имела вид креста, обшита тесом и окрашена. Священником состоял Авенир Екзакустодианов Титов.

В то время в Кестеньгской волости имелись одна церковно-приходская и две одноклассные школы, в которых обучались 52 ученика (из 332 детей школьного возраста).

К началу XX века Кестеньга - волостной центр. Кестеньгская волость была сравнительно обширной территорией кемской Карелии, имела 500 дворов и 3685 жителей.

После  революции в Карелии начались тревожные времена: красные, белые, легионеры, англичане воевали за карельские души. Поселку Кестеньга пришлось пережить рейды белофиннов в годы Гражданской войны В феврале 1922 года произошли последние жестокие сражения с интервентами в Кестеньге, Коккосальме и на реке Софьянга. Многократно превосходившие силы белофиннов отступали от деревни к деревне в сторону Финляндии, и Советская власть начала распространяться на местах.

В 20-е годы в Кестеньге началось оживленное строительство. В 1924-м церковь ликвидировали, в ее здании разместили Дом культуры. Позднее там работала почта, когда через 10 лет для Дома культуры возвели новое двух-этажное деревянное здание через дорогу. Первый раз Кестеньга приняла радиосигналы из Москвы, как «октябрьский подарок», 8 ноября 1926 года. Об этом событии несколько дней рассказывали журналисты на страницах республиканской газеты «Красная Карелия».

Тогда же, в 1926 году, было построено шоссе из Кестеньги в Лоухи. Его построили заключенные, используя только кирку да лопату. Железная дорога из Лоухи в Кестеньгу была готова в конце 30-х годов, а достраивали и восстанавливали ее после войны в 1956 - 57 годах.

Электричество пришло в Кестеньгу в 1930 году, по традиции 8 ноября.

Как картинка жизни того времени, перекликающаяся с днем сегодняшним, сохранились сведения о районной профсоюзной конференции в ноябре 1936 года, посвященной работе с молодежью. На конференцию были приглашены председатели колхозов, профактив района. На совещании отмечалось, что с молодежью никто не работает. Среди молодежи встречаются случаи пьянства, игры в карты, недостойное поведение в общественных местах. Отсутствует спортивная работа. Профактив решил: оживить спортивную работу среди молодежи во всех населенных пунктах; летом на берегу Топозера построить вышку для прыжков в воду (что было сделано), проводить соревнования по плаванию, зимой открыть каток, приобрести коньки, проводить гонки зимой на лыжах, летом - на лодках. Решено было организовать турпоходы по Топозеру, прием нормативов ГТО («Готов к труду и обороне СССР»), ГСО («Готов к санитарной обороне») - кружки по изучению нормативов при школах и колхозах. (Думаю, что у тех, кто дочитал до этих мест, сразу возникли аналогии с современными временами).

 В Кестеньге с 1 января 1934 года выходила районная газета, она называлась «Красная Кестеньга». Ее печатали в собственной типографии. Ей на смену пришла газета «Лоухский большевик» (позднее - газета «Коммунист»).

 

В годы Великой Отечественной войны посёлок был оккупирован немецкими войсками. В Кестеньге находился немецкий госпиталь (санаторий). В краеведческом музее финского города Куусамо фотоснимки, на которых запечатлён Генрих Гиммлер на причале посёлка Кестеньга. В 1942 году советские войска предприняли Кестеньгскую наступательную операцию с целью освободить посёлок, которая окончилась неудачей. (Рядом с посёлком находится немецкое кладбище, частично разграбленное, черными копателями, частично вывезенное в Германию).

Труды людей, их судьбы, планы и мечты разбила Великая Отечественная война. В огне войны исчезли все деревни Кестеньгского района, сама Кестеньга тоже была сожжена и разрушена до основания. Трудами и волей своих жителей село снова возродилось, стало больше и краше, хотя и утратило полностью черты старинного карельского поселения. Достигнув пика в своем послевоенном развитии в 60-е годы ХХ века.

Каким будет новый виток ее истории? Хочется вери о позитивным. В Кестеньге по сравнению с другими национальными населенными пунктами республики больше сохранился и интенсивно развивается карельский язык.

В статье использованы фото и материалы  из открытых источников, а также Г. Шеиной, заведующей библиотекой Кестеньги.

Поселок Кестеньга на карте: