Ладва посёлок городского типа в Прионежском районе в республике Карелия.
Ладва, хотя и расположена в низине (есть археологические предположения, что это место жерло древнего вулкана), но с вепсского переводится как вершина. Название вепсское, а село основано русскими. И село это когда-то было богатым. Ладвинские купцы не жалели денег на дороги, поднимали образование, медицину, строили церкви, жертвовали на монастырь.
Первое упоминание о Ладве встречается в писцовых книгах в 16 веке. Поселение было образовано путем слияния групп деревень. «…Ладва - так называется группа селений в Олонецкой губ., Петрозаводского у., в 54 вер. от Петрозаводска, по берегам р. Ивины, правого притока р. Свири. 486 дворов, 3265 жит.; 1 каменная и 3 деревянных церкви. Министерское 2-классное училище, с 140 учениками; женская церк.-приходская школа, с 60 ученицами. Благотворительное общество, с капиталом 15000 руб. Ладвинские жители — известные стекольщики.» Так об этом селе написано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. -С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
В центральной деревне, называвшейся Погост в 1779 году была построена деревянная Успенская церковь, в 1865 – каменная Никольская, а в 1865 – деревянная церковь Параскевы Пятницы (не сохранились). В 1875 году Ладва становится центром Ладвинской волости.
В одном из «Олонецких сборников» сказано, что «на р.Ивине стоит Ильинский монастырь, а в нем 9 келий». Этот самый монастырь и был в самом центре нынешнего села Ладвы, где теперь стоит приходская церковь во имя Св.Велкм. Параскевы,, передаваемые им отцами и дедами. Этот самый Ильинский монастырь был разорен во времена ли междуцарствия на Руси бродячими шайками, или еще ранее – предание не говорит. Предание говорит, что как только монахи узнали о приближении разбойников, так всю церковную ценную утварь вложили в колокола, отверстия колоколов забили и колокола опустили в озеро у самого монастыря, теперь уже совершенно заросшее, но я помню его еще не совсем заросшим. Потом были ли монахи убиты, или разбежались – предание не говорит, но самый монастырь был разорен и с тех пор не был восстановлен. Опущенные в воду колокола долгое время каждый год под Пасху, будто бы, звонили в озере, как бы напоминая о себе и скрываемых ими священных предметах, ну, а в настоящее время звон прекратился, потому де, что люди стали грешить и не достойны слышать святой звон погребенных колоколов со священными вещами.
Если бы нашелся любитель старины и попробовал сделать зондировку почвы, то это не составило бы большого расхода, в виду мягкости почвы и отсутствия камней, а если бы дело увенчалось успехом, то это была бы такая находка, которая была бы интересна для господ археологов и священна жителей Ладвы." Забытое предание. Олонецкие губернские ведомости. 1902. №54. С.2.
В 1903 годв в деревни Борки, вошедшей позже в состав Ладвы, был открыт Кирико-Иулитинский монастырь, просуществовавший до 1930 года. Во время финской оккупации на территории Ладвы был создан лагерь для военнопленных.
В Ладве в 1941году во время Великой Отечественной войны (1941-1945) был сформирован партизанский отряд «Боевые друзья»
В Ладве сохранилось 20 деревянных домов, которые являются историческими объектами деревянной архитектуры 19 века, а также археологические памятники - петроглифы у Сагар-порога (III – II тыс.до н.э.)
В настоящее время территория Ладвинского сельского поселения включает населенные пункты: поселки Ладва и Пухта. Постоянно живет здесь более 2500 человек.
История села интересна, но бОльшую известность село получило благодаря творчеству карельской художницы Тамары Юфа. Сейчас такое и представить трудно, чтобы дипломированные специалисты-художники начинали свою художественную карьеру в глубинке обычными преподавателями в обычной школе. После окончания Ленинградского художественного училища имени В. Серова в 1959 году в школу поселка Ладва была распределена выпускница училища Тамара Юфа.
Использованы фотографии открытого финского архива,В. Дубровина, М. Никонова, жителей села.