Среди восемнадцати муниципальных районов Карелии Питкяранта практически ничем не выделяется. Это тихий районный центр, совсем неприметный – типичная пятиэтажная застройка, широкие улицы с редкими машинами, дом Культуры, несколько памятников и пляжная зона.
Но приехать сюда можно ради удивительной природы, поражающей своей фантазией и изобретательностью. Чего стоит только одна дорога, ведущая в города – восемь километров вьется вдоль побережья Ладожского озера, так что с одной стороны нависают покрытые мхом скалы и густой сосновый бор, а с другой - голубая гладь озера, гладкого, как стекло, в безветренную погоду.
Один из самых красивых и богатых на историю городов в Карелии – Питкяранта. Он был основан в 1966 году, в переводе с финского языка название означает «длинный берег». Территория, на которой он располагается, была заселена племенами охотников и рыболовов еще восемь тысяч лет назад, а с конца 11 века здесь проживали древнее население «корела». Сохранилось 24 памятника тех времен, их можно посмотреть на побережье и шхерах Приладожья.
Первое упоминание о селении, которое раньше называлось Кондуши, относится к 1500 году, тогда оно состояло всего из трех дворов населением 30 человек, но уже спустя 150 лет дворов стало 7, а количество жителей выросло до 50. Большую часть территории составляли сельхозугодия, охота, как способ добычи пропитания, отошла на второй план.
В начале 17 века на эту землю пришли захватчики шведы, с их присутствием связывают самый древний исторический объект района – Варашев камень, установленный в качестве приграничного знака между Россией и Швецией в 1918 году.
После поражения Швеции в Северной войне Питкяранта вернулась в состав русских земель. Но в 1812 по указу Александра I перешла к Великому Финляндскому княжеству, вновь российской территорией город стал только в 1940 году.
Известность Питкяранта получила благодаря ученым – металлургам, геологам и горнопромышленникам. Они рассказали о необычном камне альмадине цвета ежевичного сока, нашли медную и оловянную руду. Один за другим начали строиться заводы по добыче и обработке руды, а следом за ними появился и стекольный завод, продукция которого славилась особой прочностью и качеством не хуже европейского уровня. Рудники действовали до середины XX века, но их остатки можно увидеть и сейчас.
Город Питкяранта тянется узкой полосой вдоль Ладожского озера. Его отличают великолепные ландшафты – густая тайга, скалы, водопады, множество рек и озер, каньоны, шхеры и песчаные возвышенности. Вкупе с богатым животным и растительным миром район представляет собой уникальный природный музей, в котором можно ознакомиться с различными горными породами и геологическим строением.
Для туристов особенно интересны будут Ладожские шхеры – переплетение мысов, заливов и островов и объявленная геологическим памятником Уксинская озовая гряда – единственное место в Карелии, где растет горная сосна.
Вдоль берега озера на километры тянутся песчаные пляжи, эоловые дюны и сосновый бор.
Что редкость для Карелии, в Питкяранте развита инфраструктура и хорошая транспортная доступность до столицы региона. Граница с Финляндией всего в 115 километрах (пограничный пункт «Вяртсиля»).
Численность населения начиная с 1996 года постоянно снижается, если еще десять лет назад здесь проживало 14 700 человек, то сейчас - всего 10 530. Такой сильный отток населения объясняется острой нехваткой рабочих мест, невозможностью получить высшее образование, слабостью культурно-развлекательной сферы, плохой медициной. Молодежь все чаще уезжает в поисках лучшей жизни в более крупные города – Петрозаводск, Санкт-Петербург и Москву.
Экономическую основу города составляют лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, которая дает 4% от общего объема производства всей республики.
За пределами Карелии Питкяранта известна не только красотой ладожских шхер, но как самый удобный отправной пункт до знаменитого острова Валаам.
Отдельного упоминания заслуживает бывший кормилец города, градообразующее предприятие по производству целлюлозы - завод «Питкяранта», здесь производили все ее виды – товарную, электроизоляционную и конденсаторную. Помимо нее, выпускали хвойный скипидар и талловое сырое масло.
Он был основан в 1921 году компанией Diesen Wood на острове Пусунсаари, отделенном от города узкой частью Питкярантского залива. До появления железной дороги приходилось переправлять продукцию по Ладоге, а зимой спасали положение лошади.
В дальнейшем завод не раз реконструировали, оснащали самым современным оборудованием, но несколько лет назад руководство объявило о банкротстве. Это событие нанесло сильный удар по экономике города, отток населения сильно увеличился и продолжает расти с каждым годом.
В статье использованы фото и информация из открытых источников.