Туризм и отдых в Карелии!

Коткозеро. Олонецкий район Карелии.

Коткозеро. Олонецкий район Карелии.

Современное Коткозеро состоит из старых деревень, часть из которых еще сохранили свою идентичность, часть стали урочищами, а часть растворились в современной застройке: Виллала, Поншунлахти (Панги-Лахта), Сильма, Матчойлы, Мартойлы.

Коткозеро (карел. Kotkatjärvi) — деревня, административный центр Коткозерского сельского поселения Олонецкого национального района Республики Карелия.

Впервые упоминается в писцовых книгах Обонежской пятины середины XVI века. Развивалась как две слившихся деревни — Погост и Матчейла, относилась к Олонецкому погосту.

Во времена Российской империи входила в состав Коткозерской волости Олонецкой губернии, где основную часть населения составляли карелы. В 1905 году в деревне проживало 3325 человек.

В 1933 году постановлением Карельского ЦИК в Коткозере были закрыты Петропавловская и Рождественская церкви.

В 1957 году в состав Коткозера вошли деревни — Виллала, Новая Заживка, Паншулахти, Сильмя и Степаннаволок.

Основным предприятием в 1970—1980-х годах был крупный зверосовхоз «Коткозерский».

В деревне Котеозеро сохраняются следующие памятники истории:

- Братская могила красногвардейцев, погибших в годы Гражданской войны

- Братская могила советских воинов, погибших в годы Советско-финской войны (1941—1944). В братской могиле захоронено 626 солдат и офицеров Карельского фронта. В 1964 году на могиле установлена стела из искусственного песчаника.

- Памятная стела на месте боя роты старшего лейтенанта В. А. Полыгалова, Героя Советского Союза (8-й км дороги Коткозеро—Олонец).

- Могила разведчиков Егорова Михаила Фёдоровича (1921—1943) и Григорьевой Зинаиды Михайловны (1923—1943) на гражданском кладбище.

- Действует часовня Петра и Павла, храм во имя Рождества Христова.

- Православная часовня середины 80-х годов постройки рядом с руинами древней деревянной часовни - район деревни Вилалла, берег озера.


 

Коткозеро на карте:

Про Коткозеро и окрестности по материалам из соцсетей.

Происхождение названия деревни Коткозеро

Существует 2 версии о происхождении названия деревни. Первая версия говорит о том, что название деревни связано с двумя озёрами, расположенными вокруг села. И если смотреть на них сверху, то видно, что Коткозеро и Виллальское озеро похожи на распростёртые крылья, а очертания самого населённого пункта напоминают туловище птицы, похожей на орла. А по карельски орёл – «kotku», а озеро - «jarvi», и если эти два слова соединить вместе, то получится «Kotkatjarvi».
Другая версия тоже происходит от карельских слов, и тоже связана с двумя озёрами. Коткозеро – это место, расположенное среди двух озёр. А по-карельски место - «kohtu», а озеро – «jarvi» и в переводе с карельского языка Коткозеро – это место среди двух озёр.

Из древних источников о первых поселениях сельской территории

Поселения людей, стоянки которых археологи находят на берегах реки Олонки, датируются 7-6 веками до нашей эры. Вполне вероятно, что такие поселения существовали и на берегах наших озёр. Первое официальное упоминание о поселениях людей на берегах Коткозера, Торосозера, Вагвозера и Утозера можно найти в «Писцовой книге Обонежской пятины» за 1550 год. В них упоминаются названия деревень, имена крестьян и величина оброка, который они платили новгородским боярам: «…деревня на Тораш-озере _ Климково посиденье: Мелентейко Дементьев, Родивонко Фёдоров, Еремейко Кузьмин платят обжу без трети, сеют в поле ржи 5 четвёрток, сена косят на 10 копеек…деревня на Котк-озере Киприяново посиденье: Онтипко Киприянов, Тимошка Оникиев, Лучка Степанов платят обжу без трети, сеют в поле ржи коробью, сена косят на 10 копеек...».

В этом же документе говорится и об образовании вокруг озёр новых поселений – починков и об обложении их оброком: «…починок на Котк-озере же: Фетко да Ларивонко Лавровы платят треть обжи, сеют в поле ржи пол-2 четвёртки, сена косят 3 копейки, другой починок на Котк-озере же: Фетко Васильев, Ерёмко Еглоев платят треть обжи, сеют в поле ржи пол-2 четвёртки, сена косят 2 копейки, починок на Уто-озере: Васюк Федотов платит треть обжи, сеют в поле ржи пол-коробьи, сена косят на 2 копейки…»

Комментарии: «обжа» - новгородская единица обложения налогом в 16 веке; «четвёртка» (четверть) – мера измерения зерна, весила 4 пуда (64 кг);
«коробья» - мера зерна вместимостью 8 пудов, равнялась 2-м четвертям..

Сведения о возникновении Коткозерского прихода

Существование Коткозерского прихода по церковным сведениям началось в первые годы 18 века. В 1704 году была построена первая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, а в 1778 году рядом с ней построили другую церковь во имя Рождества Христова.

Из истории образования в деревне Коткозеро

Когда в Коткозере началось организованное обучение грамоте – неизвестно. По имеющимся в делах местной церкви сведениям, а также по рассказам местных жителей, до открытия земского училища здесь с середины 19 века существовала церковно-приходская школа. Из церковной ведомости за 1842 год известно, что священник Иоанн Розов, диакон Пётр Орлов, дьячок Филипп Коткозерский и пономарь Василий Тихомиров в 1841 году получили благословение Святого Синода (высшего церковного органа России) на обучение грамоте поселянских детей. Позднее в начале 50-х годов школа помещалась в доме священника отца Никифора Орлова. Дело обучения вели сам священник и его родственница Анна Михайловна Молчанова с дочерью. В 1864 году школа перешла в дом священника Ильи Егорова, где и помещалась до 1874 года. Обучением занимался отец Илья Егоров и его дочь Ольга. Учащихся в школе было от 5 до 15 человек.

В 1874 году в Коткозере было открыто земское училище, которое существовало первоначально в частных домах крестьян, нанимаемых за плату. А в 1900 году Олонецкая земская управа заключила договор с крестьянином Иваном Ястребовым на строительство дома для училища, для чего были выделены 200 рублей. В новом здании стало гораздо интереснее учиться, это привлекло в школу гораздо больше детей. Достижению более аккуратного посещения учениками училища во многом помог законоучитель Пётр Ильинский, который при всяком удобном случае убеждал крестьян отдавать детей на обучение и по возможности не загружать домашней работой.

Из воспоминаний Авенира Ноздрина о жизни в Коткозере

В 1907-1909 годах в деревне Коткозеро отбывал политическую ссылку известный деятель рабочего движения Ноздрин Авенир Евстигнеевич. Он был в годы русской революции 1905-1907 годов избран первым председателем рабочего Совета в городе Иваново.
В одном из писем к своей жене он пишет: «Коткозеро сравнительно с другими местами Олонецкой губернии место живое и весёлое. Оно расположено по большой дороге между Олонцом и Петрозаводском. Здесь есть лавка, училище, церковь и большое озеро, вокруг которого и ютится вся Коткозерская волость – несколько деревень. Летом здесь … очень хорошо: в озере рыба, в лесу изобилие ягод и грибов, которые остаются почти нетронутыми, так что весною из-под снега можно собирать, что и практикуют жители».

Народная библиотека-читальня

В то время в селе уже имелась своя библиотека – народная библиотека-читальня Олонецкого уездного земства. Помещалась она в наёмном крестьянском доме, заведовала ею местная крестьянка Роппиева. В школе тоже имелась своя библиотека. Выписывались газета «Олонецкие губернские ведомости», журнал «Вестник Олонецкого губернского земства». Заведующий школой проводил для детей и взрослых чтения с волшебным фонарём. В 1911 году проведено 6 чтений религиозного, исторического и патриотического содержания.

Жизнь и быт коткозерцев в начале 20 века

Вот что вспоминал о жизни в Коткозере старейший житель Букин Иван Петрович: «У нас была большая семья – 6 сыновей. С семи лет я работал на лошади, ездил за озеро, в лес. Все хозяйства в селе были единоличные. У нас было 2 коровы, лошадь, овцы. Выращивали овёс, рожь, ячмень, лён, коноплю, лук, репу. Из конопли делали растительное масло, репу использовали в качестве лакомства для детей: печёную, вялёную, свежую. В деревне был частный магазин. Покупали сахар, керосин, баранки, соль. Одежду использовали домотканую: рубашки холщовые, платья.
Деньги зарабатывали следующим образом: использовали своих лошадей в качестве подвод по перевозке людей и товаров из Петрозаводска и Лодейного Поля. Некоторые сдавали верхний этаж дома под аптеку и медпункт. В селе был лекарь Пулин Иван Кузьмич. Он жил с женой и четырьмя детьми.
Сапоги и верхнюю одежду заказывали у бродячих мастеров, которые приходили в деревню, ходили по домам, брали заказы. Жили они здесь же в деревне в домах местных жителей, их тут же кормили. Они изготавливали вещи своими инструментами».

Семьи коткозерцев и воспитание детей

Из воспоминаний И.П. Букина о семейном воспитании: «Карельские семьи были большие. В семье воспитывали в строгости, подчинении и уважении к родителям. Просьбы и указания родителей исполнялись беспрекословно, дети отчитывались перед родителями за выполняемую работу.
Деревенские дети часто собирались вместе, и родители предупреждали их, чтобы не было жалоб со стороны жителей о плохом поведении сыновей и дочерей. Если случались провинности, то довольно сурово наказывали их физически».

Праздники на селе

Из воспоминаний И.П. Букина о проведении праздничных дней: «Праздновали все религиозные праздники. Особенно Пасху, Петров день, праздновались они по 3-4 дня (а в будничные дни работали от зари до зари). Собиралось много гостей, накрывали 3-4 стола со всякой едой, но спиртных напитков было мало. Хозяин наливал мужчинам в маленькие рюмки: одну или две. Не было ссор, скандалов, шума. Гости пили, ели, беседовали о своих делах».
Такими были основные занятия, традиции и обычаи жителей деревни Коткозеро.

Информация и фотографии подготовил: Илья Тимин, 2021

#Карелия #Олонец #Коткозеро