Деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода (в первую очередь Диекаллица, Тювелли, и Погост).
Начало деревни и поныне местные старожилы могут называть Тювелица, среднюю часть Диекаллица. Третья часть, называемая Погост (слово погост употреблялось в другом значении. Первоначально погост-это место встречи гостей, затем погост это административный центр и только позже погостом стали называть кладбища при церквях) соединяла всю деревню двумя не сохранившимися церквями Успенской и Богоявленской .
Успенская церковь простояла до 60-х годов прошлого века. Была Домом культуры, как и многие церкви при советской власти. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно.
Церкви стояли на самом берегу озера, и можно представить, какой красивый вид открывался на деревню. Вдоль берега шла широкая улица. И поэтому деревенские дома так же выстраивались лицом к озеру. И только баньки стояли на самом берегу.
Нынешнее название деревни Сямозеро появилось не так давно (в 16-17 веках), ранее она называлась Гарнаволок. По одноименному озеру , на котором стоит. В конце 18 века в Деревне Сямозеро было 42 семьи, это примерно 250 человек.
История этих мест очень насыщенная. Впервые в письменных источниках упоминается Сямозерья в найденной в Новгороде при раскопках берестяной грамоте 14 века. Трактуется перевод текста грамоты по-разному,. В одном случае перевод со старославянского звучит примерно так, …Сямозерцы должны платить налог, а не делают этого, хотя должны. Во втором случае наоборот, пишущий сей документ сообщает, что за улов, согласно договора, должен заплатить Сямозерью, но не стал.
Еще известный эпизод , произошедший в Сямозеро во время Северной войны(1720 годы) со шведами. Источник книга 1890 года Мирона Смирнова « Голос карела». Вот небольшой краткий пересказ этого события.
Недалеко от Сямозера есть остров ныне Пелдосаари(полевой остров-поскольку на нем в близкое время были покосы). В то время он назывался Питкясаари. Шведы в ночное время, использовав лодки местных жителей, заняли его. Жителя Сямозера и близлежащих деревень предложили несколько вариантов, чтобы шведы покинули остров. Но шведы мирным путем оставить остров не захотели. И тогда предводители защитников и духовенство уговорами призвало население применить силу по отношению к захватчикам. Отслужили молебен прямо на воздухе и вооружившись(!) камнями, острогами, заостренными кольями и пр. уселись в лодки вместе с рыдающими женщинами и стариками. Высадились на острове под утро и напали на шведов. Большая часть шведов была истреблена, какая-то была взята в плен.
Кстати, примерно, в эти годы шведами выпущены карты, где Сямозерье отнесено к шведской территории, (как и часть Карелии). Но принадлежность эта только « на бумаге», но в действительности этого не произошло.
Перед схваткой местные жители прятали свое имущество, поскольку видимо не уверены были в исходе «битвы». И духовенство также спасало церковное имущество. Так были затоплены церковные колокола. Самый большой так и не смогли достать. Есть сведения, что еще один колокол после революции был в Сямозеро утоплен, но его достали финны во время оккупации.
В Сямозере сейчас постоянных жителей мало. Потомки древних сямозерских родов, ведущих начало с XVII века, чаще всего навещают родные места летом. Некоторые возвращаются и берегут память о своих корнях. Появились в Сямозеро люди, не имеющие местных корней , но для которых эта деревня стала родным домом. Деревня Сямозеро расположена на живописном берегу одноименного озера. Вблизи грибные и ягодные леса . Да и для охотников и рыболовов это прекрасное место не только для отдыха, но и для занятий своим любимым делом.
В материале использованы фото В. Лутто, О. Судоковой, А. Белокурова, И.Тимина и местных жителей. Источник перевода берестяной грамоты и фото «Древнерусские берестяные грамоты».