Туризм и отдых в Карелии!

Белая Гора, деревня в Карелии.

Деревня Белая Гора. (Гирвасское поселение. Кондопожскийрайон) . Название деревни произошло от горы Белой на реке Тивдийка.  В прошлом центр добычи мрамора на русском Севере.

Как и во многих деревнях Карелии в современное время  жизнь  в Белых горах оживает только в летние месяцы. А когда-то в этих местах жило более 2000 тысяч человек.

Свое название деревня Белая Гора получила от мраморной горы, расположенной на другом берегу  реки Тивдийка. Правда, "белым" этот 25-метровый обрывистый склон можно назвать только в нескольких местах, там, где сохранились следы последних взрывных работ. Поверхность же большей части обрыва потемнела.

Деревня находится на берегу речки Тивдийки (чуть ниже по течению расположилась деревня – Тивдия). Речка порожиста, за что ее и любят байдарочники и каякеры. Самое интересное развлечение – пройти пороги под мостом через реку.

На мраморную гору можно попасть только водным путем – через Тивдийку из деревни Белая гора. Гора представляет собой высокую, местами крутую, стену из мрамора, покрытую лесом. Мрамор потемнел под воздействием сил природы, и напоминает обычные серые глыбы.

Подняться на гору можно по единственной тропинке, заросшей мхом. Подъем достаточно крут – не всякий сможет добраться до вершины. Мрамор из этих мест  по названию реки называется тивдийским. Он имеет до 23 оттенков. Присутствие гематита в мраморе дает присутствие минерала гематита.   В исторических документах есть сведения, что мрамор в этих местах начали добывать еще шведы в 17 веке

Принято же считать, что тивдийский мрамор был открыт в середине XVIII века купцом Мартьяновым.

С этого времени и началась его промышленная разработка – мраморные ломки в деревне Белая Гора. Залежи тивдийского мрамора оказались необходимыми строящемуся Санкт-Петербургу, который требовал большое количество строительного и декоративного камня. Камень добывался с предельной осторожностью, в виде крупных массивных блоков и после предварительной обработки его отправляли в Санкт-Петербург, главным образом водным путем, что существенно облегчало решение вопросов транспортировки. На Тивдии была развернута промышленная добыча камня - к ломкам было прикреплено более трех тысяч крестьян. Крестьяне жили на левом берегу реки Тивдийка.

В 1768 году начали здесь добывать мрамор для Иссакиевского Собора в Санкт- Петербурге. По замыслу архитекторов  Ринальди и Монферрана интерьеры Иссакиевского собора должны украшать мраморы розового цвета. Белогорский мрамор использовался для отделки многих зданий и дворцов Петербурга: Зимнего, Мраморного, Михайловского, Мариинского дворцов, Казанского Собора.

С высшей точки Белой горы - открывается великолепнейший вид на округу: деревню, лес, реку, а также церковь Казанской Божьей матери . Над деревней возвышается изящная каменная церковь во имя  Иконы Казанской Божьей Матери, построенная в 1856 году рядом с одноименной деревянной церковью. Сооружением этого храма деревня обязана Его Сиятельству, Господину бывшему Министру Уделов, графу Льву Александровичу Перовскому. При личном обозрении мраморных ломок, в 1853 году, Его Сиятельство нашли, что старая деревянная церковь недостаточна для такого количества прихожан, и вследствие его ходатайства было разрешено строительство нового каменного храма. Церковь эта знаменита тем, что архитектором ее был Константин Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве.  Церковь выполнена в византийском стиле с куполом и колокольней, поражает своей простотой и в то же время своей величественностью. Церковь была очень красивой и богатой, но в 20 веке, в 30-х годах использовалась как клуб. Здание сохранилось, но находится в очень плохом состоянии. Убранство разграблено. Интересно, что фундамент этой церкви выполнен из местного мрамора, как известно материала прочного.

  Во время советско-финской войны укрепления финских войск находились на горе, обстрел противоположного берега внизу производился постоянно, и советским войскам пришлось оставить деревню.

В начале 20 века пытались из этого мрамора делать мраморные столы, подоконники, надгробные плиты и др. Ныне считается, что из-за неправильных взрывных работ производственная выработка мрамора невоможна.

PS: Комментарий от Виктора: "Не верное утверждение о том,что Церковь использовалась под клуб ... Да,действительно она находилась в запущении ,но по иной причине .Начиная с конца 1800 годов и по 1905 год,церковь была закрыта и службы не велись,как соответственно и позже .Основной причиной было отсутствие работы для крестьян. Ломки были закрыты,добыча руды как и частные домны давно прекратили работу. А земли были либо уже были закреплены за дворами либо не сдавались в наём . Люд не осевший ,просто выехал ,так как в основном на работах были приписные крестьяне из ближайших поселений или инородцы. Нужно сказать,что большая часть убранства было демонтировано и вывезено в другие храмы самими священниками,так что к революционным годам внутренне убранство уже отсутствовало. Да,конечно гонения на религию в после революционные годы позволили сломать замки,решётки ,выдрать полы и окончательно навести бардак как внутри так и вокруг церкви,но повторюсь.... не склада,не клуба там не было. Весь 20 век церковь оставалась заброшенным символом того времени,таким же не понятным и неопределённым... так как постройка данной церкви носила скорей политическое значение, чем было определено святостью места... Вот и не "прижилось" данное строение не в сердцах людей ,не в истории..."

Деревня Белая Гора на карте: