Координаты: 61.919817, 32.805291
Хоть это уже и не Пряжинский район, в котором была наша экспедиция - но самая граница Пряжинского и Суоярвского районов. Не посетить этот памятник православной деревянной архитектуры мы не могли. Год первоначальной постройки: приблизительно между 1550 и 1650 гг..
Последняя реставрация - 2022 год.
Эта часовня в 1980-х годах привезена из деревни Кангозеро. Памятник архитектуры ХVII века. Часовня была установлена на вершине холма, а некоторые местные старожилы рассказывают, что ранее где-то здесь стояла другая часовня, но точных данных или любого документа нам пока найти не удалось.
Храм представляет собой деревянную прямоугольную постройку, под двускатной крышей. Состоит из храмового помещения, освещенного окнами, притвора и галереи. Над галереей устроена колокольня в виде четверика под четырехгранным колпаком с широкими полицами. Над храмовым помещением и колокольней установлены кресты.
Стены основного помещения, сеней и галереи срублены из круглых бревен, а колокольни — из окантованных бревен. Скромный декор представлен резными причелинами и столбами галереи, оформлением оконных проемов колокольни.
Год постройки: приблизительно между 1550 и 1650 г.г..
Адрес: Россия, Республика Карелия, Суоярвский район, д. Вешкелица.
Фотографии: Илья Тимин, 21 января 2017-2022 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".
Ве́шкелица (карел. Veškelüs[2]) — старинное карельское село, административный центр Вешкельского сельского поселения Суоярвского района Республики Карелия.
Расположено в 100 км от столицы республики города Петрозаводска на берегах семи небольших озёр — Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви и других. Рельеф местности сильно пересечённый, с крутыми береговыми склонами и холмами со значительным перепадом высот.
Через село проходит автодорога Петрозаводск — Суоярви.
Село является групповой системой населённых мест, состоявшей в прошлом из малодворных крестьянских поселений, располагавшихся на холмах нынешней Вешкелицы — Кириккемяги, Паппила, Падагья, Маккойла, Ватчейла, Никкойла, Педри, Хошкойла.
В селе функционирует средняя школа, детский сад, детский дом для детей-сирот, медпункт, отделение связи, магазины, дом Культуры, библиотека и музей истории села.
В 1989 году из деревни Кангозеро в Вешкелицу была перевезена и установлена деревянная часовня в честь Георгия Победоносца — региональный памятник архитектуры XVI—XII вв. Также в селе находится региональный памятник истории — Братская могила советских воинов, погибших в годы Советско-финской войны (1941—1944).
Старинное село Вешкелица, стоит в Суоярвском районе Карелии, на холмах у семи озер. Ледник прошел — озера остались: Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви — перечислить все семь без запинки смогут разве что местные жители, общим скромным числом 600.
При всей патриархальности Вешкелица — село продвинутое. Слово о карельской деревне несут в мир десяток местных сайтов — свой ресурс есть у администрации, у школы, у местного детского дома и даже у фольклорного объединения «Креница».
Карелов и финнов в районе осталось мало. В годы финской кампании (1939-1940) почти все они ушли в соседнюю Финляндию: советская власть не возражала. Вешкелица осталась одним из немногих карельских сел в этих местах. Больше половины населения — коренные жители (по подсчетам администрации — 65%).
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.