Координаты: 61.532221, 33.017135
По берегам Топорного озера в Пряжинском районе Карелии стояли четыре деревни: Арькойла, Хюмеля, Микелля и Хоттила. К середине 20 века осталась только одна деревня под общим названием - Топорное озеро.
Часовню в деревне Топорное озеро построили в 1917 году. Инициатором ее строительства был столяр-краснодеревщик Калин Иван. Строили часовню всем миром несколько месяцев, а на Пасху открыли. Первыми священниками были Тэройн Ондрий и Кузьма Васильев.
В 1956 году часовня была разобрана рабочими совхоза "Ведлозерский" под складское помещение. Через несколько лет перестала существовать и деревня.
Уже в 21 веке семья Стафеевых стала возрождать деревню Топорное озеро. Построили три маленьких дачных домика и новую часовню на месте старой.
Новая часовня - меньше старой, но повторяет ее внешний вид - клетская часовня с единым молельным помещением под двускатной кровлей покрытой металлом. Сверху установлена колокольня, на шести столбах которой - шестиугольный шатровый купол крытый металлом, а сверху деревянный крест. На крыше часовни декоративная луковичная главка выполненная в металле с крестом наверху.
Помощь в строительстве часовни Марии и Александру Стафеевым оказали братья Вороновы из Ведлозера. Строили часовню быстро. В сентябре 2004 года заготовили бревна для сруба, а 10 ноября постройка была завершена. Еще год ушел на украшение и отделку и 17 сентября 2005 года состоялось освящение возрожденной часовни.
Святая Параскева Пятница, именем которой названа часовня, по церковному верованию – покровительница полей и скота, а также целительница людей от душевных и телесных недугов.
Фотографии и текст: Илья Тимин, 2017.
Часовня пресвятой Параскевы Пятницы в деревне Топорное озеро на карте:
По берегам Топорного озера стояли четыре деревни: Арькойла , Хюмеля, Микелля, Хоттила. К середине 20 века осталась только одна деревня под общим названием - Топорное озеро. В 1959 году и эта деревня была упразднена. Возрождение д. Топорное озеро началость уже в 21 веке - в начале 2000-х годов. Но на сегодня здесь только три дачных домика и очень плохая дорога, по которой не в любое время можно близко доехать до деревни. Автомашину можно оставить на вырубке в 1 километре от озера и пройти пешком.
Владимир Славов рассказал:
"Да, Мария Стафеева из Ведлозера, но родом с д. Хоттила. Помню ее рассказ о том, как ей приснился сон, в котором она увидела в окно старую часовню. Об этом, она поведала и братьям Вороновым, у которых мать родом с этой деревни. Тогда и решили ставить новую часовню на старых венцах прежней часовни Параскевы Пятницы. А когда то, так же в 1917-м году вернулся с семьей из Петрограда прадед Вороновых - Иван Калин. Он, испугавшись новых революционных веяний в столице, решил вернуться в родные края. И принес он в свою родную деревню, не только первую алюминиевую ложку, но и идею построить часовню. Так всем миром и порешили..."
Ольга Ломуева рассказала:
"В справочнике за 1928 год, изданный в Финляндии, значится: Арькойла (Топорное озеро); Гюмеля (Топорное озеро) Hymelä? (так в справочнике) (Kirvesjärvi); Мийхкело (Топорное озеро)- Mikkoila? (Kirvesjärvi); Хоттила (Топорное озеро)- Hottila (Kirvesjärvi).
Судя по написанию наименований в скобках во втором случае, (сделала вывод- это произношение на карельском языке), первое - на финском. Сравнивая остальные написания. Где написано "Гюмеля", вероятно, ошибка. Наверно, Хюмеля."
PS: Спасибо Владимиру Славову и Ольге Ломуевой за помощь в поиске информации о названиях старинных деревень по берегам Топорного озера.
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних.
Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена.
Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия.