Координаты: 61.507574, 33.554760
Эта небольшая деревянная часовня построена в 2003 году в поселке Важинская пристань. Точнее - исторически - в деревне Сигнаволок. Место для часовни выбрано историческое - ранее здесь стояла красивая церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которая не пережила советское время.
Часовню построили быстрее чем за 1 год. И неспроста. К возрождению Православия на берегу озера Святозера подключились крупные предприятия, такие как - ЗАО «Алви», ДРСУ Пряжинского района, Госкомитет Карелии по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог. Не остались в стороне частные предприниматели и жители деревни. Проект часовни разработал Виктор Шалгунов, а рубили часовню святозерские мастера Владимир Зиман и Олег Куйтунен. Шатровую главку для часовни изготовил плотник из Пряжи Александр Мюкинен. С первых дней и до окончания строительства поддерживал и курировал стройку Петр Петров - сигнаволокский дачник.
Рядом с часовней на земле была сделана мини-колокольня в виде небольшой беседки. Но несколько лет назад недобрые люди украли колокол и самую старинную икону из часовни. Колокольня пока молчит - нового колокола нет. А вот часовню, несмотря на воровство, закрывать не стали. Народная тропинка к храму не зарастает - здесь всегда чистота, порядок и можно бесплатно поставить свечу в помощь своей молитве.
Фотографии: Илья Тимин, июль 2017.
Свято-Троицкая часовня в деревне Сигнаволок (Важинская пристань) на карте:
Исторические данные.
Важинская пристань — деревня Святозерского общества Святозерской волости Петрозаводского уезда. Стан 1-й. Находится при озёрах (1873) / при озере Святозере (1905). Лежит на почтовом тракте от города Петрозаводска к городу Олонцу. По левую сторону этого тракта.
Состоит из 2 посёлков с названиями Кара и Сик-Наволок.
Расстояние до уездного города (Петрозаводск) со становой квартирой — 60 вёрст* (1873). По данным 1905 года расстояние до уездного города составляет 69 вёрст. Расстояние до волостного правления (Святозеро) — 6 вёрст. До ближайшей деревни или села 1 верста. До отделения почты 6 вёрст, до пароходной пристани 60 вёрст. К 1905 году была школа.
Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, население составляло 262 человека: 125 мужчин и 137 женщин. Жили по 53 дворам. По национальности карелы. Часовня православная. Кузница
В «Списке населённых мест» 1905 года название деревни — Важинская пристань. Население к 1905 году состояло из 101 крестьянинки и 93 крестьян. Всего 194 человека. Дворов 31, семей 36. Имелся скот: 48 лошадей, 119 коров и 66 голов прочего скота.
За 32 года между составлением списков 1873 и 1905 годов количество дворов уменьшилось на 22 (-41.51%), мужчин стало меньше на 32 (-25.6%) и женщин стало меньше на 36 (-26.28%). Общая численность населения уменьшилась на 68 человек (-25.95%)
Святая Троица – богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово “Троица” небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице “крестом для человеческой мысли”. Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: “Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы”.
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице “не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.”
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): “Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа”.
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что “один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен”. “И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии”.
Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.
Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: “Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях”.
Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.