Часовня Михаила Архангела и Власия расположена в маленькой деревне под названием Проккойла. Это Пряжинский район Республики Карелия, недалеко от поселка Эссойла. Часовня была построена предположительно в конце XIX века. Она находится на территории действующего деревенского кладбища, на холме в стороне от деревни. Здание спрятано от посторонних глаз за густым ельником, но если совсем немного подняться вверх по кладбищенскому холму - часовня хорошо видна.
Несмотря на то, что часовня в крайне аварийном состоянии - двери ее открыты и паломник может придти для молитвы. Энтузиасты пытаются организовать сбор средств на ремонт часовни - ящики для пожертвований есть в магазинах ближайших деревень.
Строение выполнено по традиционному для того времени клетскому типу. Основное пространство состоит из молельной комнаты, небольшого притвора и сеней. Все эти помещения покрыты единой двускатной кровлей, выполненной по безгвоздевому принципу. Изначально над часовней возвышалась звонница, однако, до наших дней сохранилось только ее основание. Кровлю восстановили современными материалами, что не очень гармонирует со стилем, зато дает шанс часовне дождаться реставрации или ремонта.
Внутреннее убранство часовни достаточно скромное, но живое. С восточной стороны здания можно увидеть элементы декоративного убранства того времени - резными причелины с полотенцами и кистями.
Фотографии: Илья Тимин, 21 января 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".
Про́ккойла (карел. Prokkoilu) — деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия. Расположена на автодороге «86К-10» Петрозаводск-Суоярви, на берегу лесного озера.
Население к 2010 году составляло 7-12 человек в зависимости от времени года.
В 1873 года Проккойла значится как деревня Проккойла (с указанием второго названия Архип-Сельга), Петрозаводского уезда. Всего проживали 202 человека. В деревне имелась православная часовня.
В 1897 году Училищный Совет и уездная земская управа приняли решение открыть в Проккойле школу. Связано это было с тем, что ближайшая школа была в 20 километрах в Вешкелице. 1 октября 1897 года было открыто Проккойльское земское училище. Первым учителем был назначен М. И. Ухотский и было принято 22 ученика. Но из самой Проккойлы туда были приняты всего 2 человека, возможно из-за того, что школа расоплогалась в соседнем поселке в трех верстах (3 километрах) в соседнем посёлке. Школа- училище на протяжении всего своего сущестовования исптывало проблемы - менялись помещения, была большая текучка учительских кадров.
В 1905 году население Проккойлы насчитывало 196 человек. В деревне был скот: 39 лошадей, 85 коров и 47 голов прочего скота. На 1906 год в Проккойле насчитывалось 27 дворов (по данным учителя Ивана Никольского).
Учитель Иван Никольский.
Источник: Олонецкие губернские ведомости, 1906, № 120, страница 3; № 121, страница 3; № 124, страница 2.
Деревня Проккойла — это один из медвежьих уголков Сямозерской волости, которой кто-то так удачно дал название «Олонецкой Сибири». Находясь в 103 верстах от города Петрозаводска, на почтовом тракте уездного земства, Проккойла лежит на небольшой возвышенности, невдалеке от озера Сямозера, среди болот и лесных озёр — «ламб». В деревне насчитывается около 27 домов, если, конечно, курную избушку в одно или два оконца можно назвать домом. Все дома в Проккойле построены по одному плану: чёрная изба и сбоку, на одних сенях, горница. Исключение составляют дома зажиточных, крестьян. Эти уже свои дома строят совсем в русском вкусе, то есть таком, как принято строить в наших олонецких деревнях с русским населением. Жители Проккойлы — кореляки, голубоглазые, среднего роста, широконосые, с русыми, конечно, не у каждого, волосами, они напоминают что-то среднее между русским и финном. Кореляк с виду — любезен, разговорчив, уважителен и, кажется, всем взял, если бы не глаза, в которых так и написана природная хитрость. Он, например, в надежде заполучить лишнюю копейку, никогда не скажет вам цены за продаваемый товар, а всегда говорит: «что дашь». Вдобавок, кореляк страшно ленив, что и подтверждается здешней поговоркой: «Диаде, терендяу пилуа.» — «Костахтэ.» — «А линда»? — «Муате тахтон». («Дядя, наточи пилу!». — «Некогда» — «А что-же?» — «Спать хочу»).
Главное занятие жителей Проккойлы — земледелие по подсечной системе. Надо заметить, что кореляки вообще бесцеремонно обращаются с землей. Не успеют они на одном клочке земли подрубить лес, спалить его, возделать почву, смотришь, бросают и принимаются за другой, а в результате — на целые десятки вёрзаброшенные, поросшие канаброй и мелким кустарником нивки. И лишь кое-где, по прихоти какого-нибудь чудака, раскинула на просторе свои могучие ветви вечнозелёная сосна, или тянется, словно жалуясь, к небу высокая, стройная ель, напоминая людям о былой величественности и красоте лесов. Да, куда как упорен в труде человек! Сеется в Проккойле большей частью овёс, который главным образом и употребляется в пищу вместо ржаного хлеба. Средний по достаткам мужик ежегодно засевает овса 15 мер, ржи 4, жита 1 или 11/2 меры. Впрочем, не меньше разводится картошки и репы, так что иной мужик успевает съедать за зиму до 100 мер последней.
Как подспорьем к существованию жители Проккойлы занимаются рыбной ловлей, отчасти на Сямозере (в 5 верстах), в погоне за лишней копейкой и дома на своих лесных «ламбах». Главный предмет ловли — ряпушка. Сямозерская ряпушка славится и имеет сбыт в городе Олонце, куда еженедельно стекается до 30 возов с этой рыбой. Ловят на Сямозере и крупную рыбу, например, сигов, судаков, но в малом количестве, и поэтому эта рыба важного значения не имеет. Существуют в Проккойле и отхожие промыслы. Весной, как только реки и озера очистятся от льда, в соседней с Проккойлой реке Шуе начинаются сплавы лесов — торговой лесной фирмы Брант и К˚ и частных лесопромышленников — Громова, Калинина, Трофимова, Пименова и многих других. Вот сюда-то и торопятся проккойльцы и за ничтожную, иногда 30 копеек в сутки, плату работают не покладая рук целое лето, с багром в руках и по колени в воде. Ходят проккойльцы и в город на заработки, а некоторые даже мальчиками бывали в Петербурге, но это единичные случаи. На выгонке, а кто и в городе на заработках, они мало-мальски подучились изъясняться по-русски, хотя не в диковинку, если мужик хлопает только глазами, слушая русскую речь.
Женщины в Проккойле с русским языком вовсе не знакомы и разве на все 27 домов придётся 2-3 бабы, с которыми еще можно переброситься русским словом. Карельский язык, если, конечно, смесь из русских, финских и собственно карельских, без всякой доли образности слов, можно назвать языком, как-то своей крикливостью режет уши непривычному человеку. Как особенности карельскаго языка — это отсутствие в речи предлогов, родовых окончаний имён существительных, незнакомые для русского звуки, вроде средних между а-я, о-е, у-ю-а, я, о, е, у, и ю и произношение слов с ударением на первом слоге. С этими особенностями и приходится бороться учителю карельской начальной школы и полагать не мало труда, прежде чем ребятишки поймут, что по-русски не говорятъ — «ученик писал, девочка читал» или «пойдёт лес».
Описание Проккойлы и её жителей я закончу, если скажу несколько слов о развлечениях деревенской молодежи. Картёжная на деньги игра, игра в бабки, да так называемыя «бесёды» — вот вам и все развлечения. В картёжной игре на деньги у нас в Проккойле существуют свои азартные, как, например, «зайчи», «чистая мазь» и другие игры. Молодёжь играет поголовно, да ещё и с таким азартом, что никому и на ум не придёт, что у иного игрока и капитал-то не более 10 копеек. В бабки тоже играют на деньги и с не меньшим, чем в карты, азартом. Но главное развлечение — это «бесёда». Летом она обыкновенно происходит на открытом воздухе, «на горке», а зимой где-нибудь в избе, уплачивая по 5 копеек с холостяка за помещение. Впрочем, слово «бесёда» более употребительно в зимнее время, а летом его можно заменить русским «игрище». Представьте себе небольшую комнату, освещённую лампочкой «не дунь в меня», сплошь набитую молодыми людьми. Из них одна часть под собственное мурлыканье или, если есть, под гармонику танцует «ланцы и кадрель», а другая, посерьёзнее, нашёптывает друг другу амуры. Парни в шапках. Слышны непристойные шутки и «трёхъэтажные» слова подвыпивших холостяков, а всё это, словно в тумане, застлано облаками густого табачного дыма.
Поют и песни: карельских мало, больше русские, вроде фабричных — «Чудный месяц», «Разлука», «Пастушка» и другие, схватывая один мотив и из пропетого не понимая ни слова. Весело ли — право, не знаю, но «бесёда» иногда затягивается далеко за полночь, и только наступающий трудовой день заставляет молодёжь разойтись по домам.Теперь я перейду собственно к тому, как и когда появилась грамотность в Проккойле и расскажу кое-что о Проккойльском земском училище и его просветительной деятельности.До открытия школ вообще в Сямозерской волости о грамотности в Проккойле почти нет и помину. Впрочем, старики говорят, что в Проккойле одно время был свой доморощенный педагог господин Чернояров.
Постоянно он в Проккойле не жил, а перекочёвывал из одной деревни в другую, обучая ребятишек за плату натурой. О розге у этого учителя не было и помину, а всё преподавание заключалось в прохождении азбучного алфавита, чтения по верхам и изучения часослова, псалтыря и евангелия. Арифметика, как предмет преподавания, вовсе не входила в программу. В 1876 году в соседнем с Проккойлой селе Вешкелицах открывается земское училище. В числе первых учеников этого училища были 4 мальчика и из Проккойлы. Ходить приходилось за 12 вёрст. Ребята жили у своих родственников и должны были исполнять различные их поручения. О тогдашней школе эти крестьяне вспоминают и теперь: «что теперь у вас здесь за ученье — пришли ребята из школы, да и книги в сторону, какие же тут уроки; нет, бывало, у нас, придёшь из школы — да и сиди постоянно за книгой, а не то, глядишь, на другой день и попадёт от учителя; да и отцы не потакали нам — не то что теперь».
В 1895 году покойным директором народных училищ Олонецкой губернии Д. П. Мартыновым была представлена в губернское земское собрание «Записка об усовершенствовании народного образования в Олонецкой губернии». Записка эта была разработана и послужила основанием к открытию новых школ. Согласно выработанному плану Петрозаводский уезд, Училищный Совет и уездная земская управа нашли необходимым в 1897 году открыть нормальную школу с приютом и для Проккойлы. Управой был командирован член для подыскания открываемой школе должного помещения. Он, руководясь какими-то соображениями, нанял помещение под школу не в самой Проккойле, а тремя верстами дальше, в деревне Няргелле.
Выбор помещения вдали от центра Проккойлы имел свои, как видно далее, неудобства и наделал как управе, так и учителям немало хлопот.Первого октября 1897 года было открыто Проккойльское земское училище, и этот день может считаться началом рационального обучения грамоте в Проккойле. Учителем и законоучителем во вновь открытое училище был назначен окончивший курс Олонецкой семинарии М. И. Ухотский. Было принято 22 человека. Впрочем, на долю Проккойлы на это число пало только 2 мальчика. Это объясняется тем, что училище, вопреки ожиданиям, было заброшено за 3 версты от Проккойлы. Обучение грамоте и арифметике велось по методу Д. П. Мартыновыва и, как видно из заметок инспекторов, довольно успешно. Но какой-то злой рок преследовал, да и теперь приследует Проккойльское училище. Ещё первый его учитель, Ухотский, учительствовал здесь что-то около 3 лет, а после него один за другим чередуются учителя — Трошин, Успенский, Лебедев, Харитонов, Леонтовский, Никольский, да если включить сюда и запасную учительницу госпожу Смоликову, временно занимавшуюся в Проккойльском училище, то оказывается, что в продолжении 1897-1905 годов учительствовало здесь 9 «педагогов».
Конечно, при такой быстрой смене учителей успехи училища не могли дать хороших результатов. Мне приходилось встречать бывших учителей Проккойльского училища, и первый вопрос их был: «Неужели ты можешь жить в этой несчастной Проккойле, ведь это Сибирь!» Но эти «педагоги» забывают своё призвание служить тёмному люду. Такие слова простительны лишь на школьной скамье, когда, думая посвятить себя учительской деятельности6, мечтаешь о деревне с церковью, больницей, волостным правлением. Я не говорю, что в Проккойле весело, есть «общество». Нет, товарищи, собираясь «сеять разумное, доброе, вечное»…., применитесь к обстоятельствам школьной жизни, но «не заростая мохом» работайте не покладывая рук, зная, что народ скажет вам свое большое спасибо и с благодарностью вспомнит о вас, а то, что это за учитель, про которого крестьяне говорят: «был какой-то, да скоро и уехал».За время своего существования Проккойльское училище, не имея собственного помещения, перекочёвывало из одной квартиры в другую, иногда, просто из-за размолвок учителей с квартиросодержателями. Первое помещение, как я сказал раньше, было в деревнюшке, в 2 дома, Няргелле.
Действительно, оно мало отвечало требованиям школьной гигиены, да и центром района Проккойльского училища не могло служить, находясь в трёх верстах от Проккойлы. При учителе Лебедеве помещение училища переводится в саму Проккойлу. За 100 рублей в год домохозяин школьного помещения обязался уступить под училище с отоплением, поломытьем и освещением в приюте 4 комнаты — под класс две, под квартиру учителя и под ночлежный приют. Кажется, найденное помещение под училище можно было назвать сносным. Но не проходит и года, как между квартирохозяином и тем же учителем Лебедевым происходит «печальный инцидент». Говорить я о нём не буду, а в результате — училище перекочёвывает в д. Фадилу за 2 версты от Проккойлы. Последний выбор помещения оказался ещё хуже первых. Деревнюшка Фадила лежит почти в яме, на берегу небольшой лесной «ламбы». Вода в этой «ламбе» покрыта какой-то плесенью и, в довершение всего, в ней прыгают какие-то существа, вроде головастиков. А между тем, за неимением в деревне колодца, эта-то вода и поставлялась на нужды училища. Приходилось пить ее с закрытыми глазами, но что делать — пили! Результатом этого питья вот уже 3-й год при мне свирепствует в Фадиле брюшной тиф. Больные поголовно, даже по нескольку в каждом доме. А ведь учитель, в силу обстоятельств, пользуется пищевыми продуктами от крестьян той же деревни. Глядишь, уже не говоря об учениках, у учителя появились головные боли, рвота, а далее — койка в заразном отделении больницы!
Всё это своевременно сообщалось Петрозаводского уезда земской управе, но вопрос о подыскании Проккойльскому училищу достойного помещения долго оставался вопросом. Наконец, крестьяне, дети которых обучаются в Проккойльском училище, в ноябре 1905 года подали на имя председателя уездной земской управы прошение о подыскании училищу достойного помещения, присовокупляя при этом, что они с охотой уступят под училище свои, подходящие под помещение школы, дома. Этот отрадный факт участия крестьян к школе заслуживает глубокой благодарности. Но вот после этого-то и начались испытания для учителя. Домохозяин школьного помещения, считая учителя инициатором просьбы крестьян о желательности перевода училища в другое помещение, стал принимать суровые меры к достойному его наказанию. Помещение училища остается по дням неотопленным, неподметённым, невымытым, в приюте нет должного количества соломенных тюфяков, печи, если и топятся, то закрываются с угаром. Даже вонючую воду приходится носить самому учителю или просить об этом учеников. Так продолжалось около месяца. Наконец, уездной управой был командирован член и Проккойльское училище с нового 1906 года переводится в саму Проккойлу. Дай Бог, чтобы вновь найденное помещение оправдало возлагаемые на него надежды, а ещё лучше, если бы управа нашла возможным приобрести Проккойльскому училищу собственное помещение. Как видите, причин, тормозящих школьное дело, много, а результат — прогрессивная убавка учащихся, что и видно из нижеследующей таблицы:
Года в декабре |
Число учащихся |
Окончило курс |
1897 г. |
22 |
Учебный год |
1898 |
28 |
11/2 г. |
1899 |
23 |
|
1900 |
19 |
|
1901 |
23 |
6 уч. |
1902 |
19 |
4 уч. |
1903 |
17 |
|
1904 |
13 |
2 уч. |
1905 |
13 |
3 уч. |
1906 |
21 |
15 учен. |
Учащихся особенно убавилось за последние 1904 и 1905 года. Некоторые вышли по домашним обстоятельствам, других унёс тиф, третьи, боясь заразиться тифом, сами покинули училище, а приём новых ввиду нецентрального местонахождения училища, не превышал и 5 человек. Обучаются в Проккойльском училище только мальчики, так как местное население ещё не считает за необходимость учить девочек грамоте (за 8 лет существования в Проккойльском училище перебывало 7 девочек). Но всё-таки Проккойльское училище существовало не даром. За 8 — с 1897 – 1905 года — лет, не говоря уже о других деревнях, в Проккойле насчитывается до 20 грамотников (это на 27 дворов). Пусть уездная земская управа снабдит Проккойльское училище должным количеством руководств и пособий к обучению, школьной библиотекой для внеклассного чтения, периодическими изданиями — и Проккойла не Сибирь.
Учитель Иван Никольский.
Архангел Божий Михаил
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5:13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров Диоклитиана (284 - 305) и Ликиния (307 - 324) - жестоких гонителей христиан. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников.
Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан. Слуги донесли господину, что на горе скрываются христиане, и он повелел схватить их. Однако посланные нашли лишь севастийского епископа. Прославляя Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами.
По пути святой исцелял больных и совершал чудеса. Так, бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние - поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: "Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен..." И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес добычу невредимой.
Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.
На другой день святого опять подвергли мучениям. Когда же его вели обратно в темницу, семь женщин шли сзади и собирали капли крови. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.
Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и вновь непреклонно исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег.
Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы.