Туризм и отдых в Карелии!

Маньга. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы.

Часовня Рождества Пресвятой Богородицы в Маньге


Координаты: 61.633843, 33.412567

Часовня Рождества Богородицы в Маньге входит в список объектов культурного наследия федерального значения (памятников истории и культуры) находящихся на территории Пряжинского муниципального района. Если ехать по дороге со стороны города Сортавала - часовня видна на самом высоком месте сразу при въезде в деревню. Если ехать со стороны Пряжи, то на дороге между Нижней Маньгой при въезде в Верхнюю Маньгой - есть указатель направо, куда ведет дорога прямо к часовне. Правда подъехать можно только в летнее и осеннее время, зимой дорога не чистится.

Часовня Рождества Богородицы является хорошо сохранившейся типичной часовней пряжинских карелов. Состоит из храмовой части, увенчанной главкой, и примыкающего к ней с запада сруба трапезной с сенями, над которыми возвышается восьмистолбная шатровая колокольня. Это единственная на территории Карелии часовня с кровельным покрытием из красного теса с круглыми окончаниями.

Часовня Рождества Богородицы д.Маньга (XVIII век) входит в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Пряжинского муниципального района. Часовня Рождества Богородицы является хорошо сохранившейся типичной часовней пряжинских карелов. Состоит из храмовой части, увенчанной главкой, и примыкающего к ней с запада сруба трапезной с сенями, над которыми возвышается восьмистолбная шатровая колокольня. Это единственная на территории Карелии часовня с кровельным покрытием из красного теса с круглыми окончаниями.

«Часовня имеет богатое декоративное убранство: в частности, полицы шатра прорезаны на концах по форме круга, причелины украшены контурной и выемчатой резьбой, верхние косяки окон молельни вырезаны в виде лучковых арок, – пишет Константин Кучер. – Резной декор часовни создает своеобразную игру света и тени, монохромную иллюминацию на фоне меняющегося неба». Иконы «Знамение» и «Никола», ранее пребывавшие в часовне, сейчас находятся в Государственном Русском музее. Часовня приписана к приходу храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Пряжа, поддерживается силами прихожан этой церкви и местных жителей.

21 сентября 2015 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Пряжа иерей Константин Кукушкин совершил чин освящения недавно отреставрированной часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы д. Маньга Пряжинского района.

Работы выполнены ООО «Архитектурно-реставрационный центр “Заонежье”» за счет средств, привлеченных в Фонд поддержки культурных инициатив из внебюджетных источников.

Деревня Маньга

Деревня Маньга расположена в 12 км к юго-востоку от посёлка Пряжа по автодороге «Р21» Пряжа — Крошнозеро, на правом берегу реки Маньга. Территория ограничена с северо-востока крутым холмом, с юго-запада заболоченным берегом реки. Через деревню проходит единственная улица.

Впервые упоминается в писцовой книге Обонежской пятины в 1563 году как четырёхдворный починок Мангинский.

Главная достопримечательность деревни Маньга - часовня Часовня Рождества Богородицы второй половины 18 века.

Фотографии: Илья Тимин, 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".

 

Деревня Маньга и часовня Рождества Пресвятой Богородицы на карте:

История о Рождестве Пресвятой Богородицы

21 сентября (8 сентября по ст.ст.), спустя неделю после начала нового церковного года, Русская Православная Церковь празднует первый из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Что нам известно об этом событии? Какой смысл вкладывают православные христиане в почитание этого праздника, возводя его в число двенадцати важнейших после Пасхи?

 Еще с момента изгнания прародителей Адама и Евы из рая человечество помнило о словах Божиих, обращенных к змею-искусителю: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Это грозное пророчество Божие трактовалось иудеями еще и как утешение роду человеческому, среди которого суждено родиться Тому, Кто сотрет главу змея-человеконенавистника.

Пророчества о Мессии, Спасителе мира, встречаются, раскрывая и дополняя друг друга, едва ли не во всех книгах Ветхого Завета. Богобоязненные иудеи, раз за разом с горечью наблюдая отпадение от Господа своего народа, преступление законов, притеснения от внешних неприятелей, скорбя о падении нравов, с нетерпением ожидали исполнения вековых чаяний о Том, Кто спасет Израиль и примирит Небо с землей. Во времена, когда было суждено родиться Пресвятой Деве, ожидание Мессии в народе израильском было особенно сильным: утрачивало власть не только политическую, но уже и законодательную колено Иудино, что, согласно пророчеству, не могло произойти окончательно до прихода Примирителя. Кроме того, близилось окончание предсказанных пророком Даниилом семидесяти седьмин (490 лет) от выхода указа о восстановлении Иерусалима до пришествия Христа Владыки.

Помимо данного первым людям в раю благословения Божия плодиться и размножаться, евреи помнили слова своих пророков о том, что Спаситель произрастет от семени Авраама и рожден будет от Девы. Каждый благочестивый иудей лелеял мечту стать причастным по крови к Тому, Кого род человеческий ожидал столько тысячелетий. Именно поэтому бесплодность семейных пар считалась не только личной бедой, но и наказанием Божиим за некие серьезные грехи, отсутствием благоволения к этим людям со стороны Творца.

Для соединения небесного с земным, для того, чтобы мир смог принять своего Создателя, Промыслом Божиим было уготовано среди людей рождение Пречистой Девы — той небесной лествицы, виденной патриархом еврейского народа Иаковом, которая простиралась от земли до Неба и по которой сходили и восходили Ангелы. И этот замысел Божий исполнился в рождении святыми праведными богоотцами Иоакимом и Анной единственного и долгожданного своего Чада — Марии, Которой суждено будет назваться Богородицей.

О Рождестве Пресвятой Богородицы не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Зачатие святой Анной празднуется Церковью 9-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат “Непорочного зачатия.” Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом – от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, “из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.”