Туризм и отдых в Карелии!

Лахта. Потерянная церковь. Петропавловская церковь.

Потерянная церковь в деревне Лахта. Петропавловская церковь.

 

Деревня Лахта расположена в Пряжинском районе Республики Карелия, на северном берегу озера Сямозеро. Деревня старинная - по разным данным первые сведения о ней тянутся с 15 века.

Деревня Лахта состоит из трех "районов" - это малые деревни, что были объеденины в одну: Трофимнаволок, Корбинаволок и сама Лахта. Также считается, что было небольшое поселение на острове Эйлосвари (в народе "Остров Жилой") - сейчас там только старая часовня св. Пантелеймона (начало XX века). Точнее часовня-пенал, которая была построена для сохранения старинного поклонного креста.

На кладбище в деревне Лахта есть еще одна часовня - часовня иконы Божией Матери «Троеручица» (XIX век).

Но почти никому неизвестно, что деревня Лахта была крупным православным центром в северном Сямозерье. Кроме часовен, здесь была церковь. И даже не одна.

На фотографиях представлена неизвестная церковь, которую пока не удалось идентифицировать. Местные легенды говорят о том, что в начале 20 века эту церковь закрыли, а рядом была построена новая деревянная церковь. Но эту новую церковь вначале закрыли при советской власти, затем был клуб, затем хлев, затем совсем закрыли, а чуть позже "одна сумасшедшая жительница подожгла эту церковь".

Любопытно, что данных о церкви, что была закрыта при строительстве новой - мало. Но в отличии от новостроенной в начале 20 века - эта церковь до сих пор жива. Конечно - условно.


"Когда мы купили этот участок для постройки дома, церковь уже была частично распилена. Сносить ее не стали - вот так и стоит, доживает свой век - как гараж." -  рассказывает хозяйка участка и остатков церкви - коренная жительница Лахты - Раиса Тергоева.

На одной фотографии виден деревянный дом, который "принадлежал одному дьячку (так говорят местные старики).

А еще на одной фотографии каменный дом, который по преданию также принадлежал одному из священников: "Церковь была деревянная, а дом построил себе каменный" - так часто говорят современные местные жители. Правда кое-кто говорит, что священник жил в деревянном доме (тот что "принадлежал дьячку") - а это была церковно-приходская школа. А кто-то и вовсе говорит, что это начинали строить каменный храм.


Так или иначе, на сегодня есть церковь, что была в аварийном состоянии к 20 веку, и чудом частично дожила до 21 века. Мы продолжим искать данные об этой Православной Святыне и, возможно, однажды дополним этот материал свежей информацией.

Дополнение:

26 марта 2017 года Татьяна Бидюк рассказала о своих воспоминаниях:

"В архиве должны быть данные , в шестидесятые годы в этой церкви был магазин, в какое то время что то обвалилось и нашли фрески .Мы бегали детьми и смотрели как их извлекали приехавшие историки, тут же они что-то сразу же подклеивали. Я помню мы спрашивали, зачем они так делают , они рассказывали что повезут на реставрацию."

4 мая 2017 года Ирина Петухова (заместитель директора Национального Архива Карелии) прислала данные о наименовании церкви:

"В документах Национального архива есть сведения о посвящении престола Лахтинской церкви апп. Петру и Павлу. (О часовне, к сожалению, нет сведений, т.к. это фонд епарх. учил.совета): ф.42, оп.2, д.4/138, л.4."

Потерянная Церковь в деревне Лахта - нашла свое имя! Всем спасибо!


Фотографии и текст: Илья Тимин, 24 марта 2017.

 

Потерянная забытая церковь в деревне Лахта на карте:

 

Апостолы Петр и Павел

Церковь вспоминает 12 июля

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла – 12 июля.

Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он в последствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). P aulus , то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Вый ди от меня, Господи! потому что я человек грешный » (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «… Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: « Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16) . А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.