Координаты: 61.966253, 32.838201
Часовня стоит на холме со старым погостом в еловой роще на западном краю деревни, рядом с сенокосными полями. Казанская Часовня срублена крестьянином деревни Кашалиламба Парфентьевым по обету в 19 веке. Правда в честь чего был дан обет, на сегодня не известно. Здание представляет собой бревенчатый сруб, состоящий из основного помещения и притвора, объединенных общей крышей. Над притвором надстроена колокольня на четырехгранном рубленом основании, покрытая низким шатром-«колпаком» с крестом. Второй крест установлен над основным помещением часовни. За часовней присматривают местные дачники.
Фотографии и подготовка текста: Илья Тимин, 2017.
Деревня Кашалиламба расположена к северу от старинного карельского села Вешкелица. Как населенный пункт был упразднена Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 5 июля 2001 года.
Деревня расположилась по берегам небольшой ламбушки - маленького озера. Здесь вперемешку стоят и старинные карельские дома и современные дачные постройки. Но жители здесь бывают не часто - по выходным дням пока есть дорога до деревни, и на 2017 год один постоянных житель - Евгений Анатольевич Торопцев. Евгений держит здесь небольшую пасеку и живет в полном единении с природой. Тишина и простор. И редкие путники.
Исторические источники содержат сведения о деревне, начиная с переписи 1858 года. После установления Советской власти, в течение нескольких лет продолжало существовать деление на волости и уезды. Но в соответствии с Декретом ВЦИК от 29 августа 1927 года о новом административном делении были упразднены волости и уезды и образованы районы, а на местах Сельские Советы. На момент образования Вешкельского сельского Совета (7 апреля 1930 г.) на его территории было закреплено 38 деревень, с населением 1911 чел. На территории Вешкельского совета в начале 30-х годов появилось 12 колхозов: «Красный уголок» (Арькойла), им. Пушкина (Кашалиламба), им. Ворошилова (Харитгора), им. Молотова (Логинсельга), им. Куйбышева (Нинисельга), «Красный уголок» (д. Вехкусельга и Инжунаволок), III-й – решающий (Лухтансельга), им. Сакко и Ванцетти (Лагиламба, Паданика, Буля), колхоз «1 мая» (Павшойла), «Красный пограничник» (Поткусельга и Лазаристо), «Красный Октябрь» (Никкойла и Хошкойла), «Красный партизан» (Маккойла). В 1939 году на территории Вешкельского сельского Совета были деревни: Арькойла, Ватчойла, Вехкусельга, Кириккомяки, Кашалиламба, Кюринсельга, Лагиламба, Логинова сельга, Лухтансельга, Лазаристо, Маккойла, Мулюга, Микой, Нинисельга, Никкойла, Педри, Падагья, Старая Паппила, Новая Паппила, Паданика, Павшойла, Поткусельга, Савилатчу, Харитонова гора, Инжунаволок.
В середине 20 века в результате образования совхоза и зверосовхоза было сделано переселение жителей из «неперспективных» деревень в Вешкелицу. В итоге, к концу 20 века многие деревни в округе исчезли.
До революции население занималось сельским хозяйством: сеяло рожь, ячмень, овес, лен, выращивало картофель и репу. Землю обрабатывали сохой, зерновые жали серпом. Лошадей использовали в качестве тяглового и транспортного средства. На санях или телегах добирались не только в соседние деревни, но и до Петрозаводска. Животноводство развивалось слабо – в хозяйстве, в основном, держали коров, лошадей, овец, коз почему-то не разводили. Наши северные земли каменистые, обрабатывать их очень нелегко. Соха, борона, серп, коса – основные орудия производства. Работали в деревнях от зари до зари. В свободное время при свете лучины пряли, ткали и вязали, ремонтировали сбрую, шили обувь. Многие дома жителей отапливались по-черному, освещались лучиной. Керосиновые лампы были редкостью. Все необходимое для жизни изготовляли в своем хозяйстве. Обрабатывали лен, коноплю, полотно для нижнего и столового белья, ткали холст и сукно из шерстяных ниток, вязали носки, чулки, варежки, дубили кожу, из нее шили грубую обувь. Молотили цепами в ригачах, а молотом на мельнице и
Большая часть современной территории Суоярвского района до начала Зимней войны (1939-1940гг.) принадлежала Финляндии. Вешкелица находилась в пограничной зоне, всего в нескольких километрах проходила граница с Финляндией. А в самом селе находились два пограничных отряда, которые обслуживали две пограничные заставы: на станции Застава и в Куджойниеми. 24 апреля 1919 года белофинны захватили село Вешкелица, охрану которого несли рота лыжников 164-го стрелкового финского полка Красной Армии в количестве 30 человек и 20 человек пограничной стражи. Между тем, белофинский отряд насчитывал около 300 человек. В неравном бою с захватчиками тогда погибли смертью храбрых 11 человек. В 1940-м году, когда вся территория Суоярвского района отошла Советской Карелии и граница с Финляндией отодвинулась на запад, эти заставы были переведены в Выборг.
Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.
Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:
«Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.»
В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.