Год постройки, приблизительно не ранее 1850. Адрес: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Гонганалица.
Часовня, освященная во имя Власия, расположена в карельской деревне Гонганалица. Считается, что она была построена во второй половине ХIХ века. Построена непосредственно на берегу живописного озера Крошнозеро. Это довольно крупное озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток. Часовня находится на территории деревенского кладбища, рядом с основной деревенской дорогой.
Часовня не включена в реестр архитектурных памятников, по этой причине на нее редко обращают внимание туристы и только местные жители в меру возможностей поддерживают часовню в удовлетворительном состоянии. По своему архитектурному решению часовня является традиционной для того времени трехчастной клетской застройкой. Здание состоит из молельной комнаты и небольшого притвора. Оба эти помещения покрыты отдельными двускатными кровлями, ранее выполненными по безгвоздевому принципу, а в настоящее время покрыты шифером. Здание часовни целиком деревянное, внутри и снаружи обшитое тесом. На крыше установлен деревянный шестиконечный крест. По форме и типу построек, можно предположить, что когда-то над притвором высилась колокольня.
Внутреннее убранство часовни скромное. В зимнее время почти никто часовню не посещает, но в летнее время можно зайти, если взять ключи у хранителя.
По инициативе местных жителей часовню перекрасили в голубой цвет. Правда краски на все стены не хватило, и на задней стене видно родное деревянное покрытие. Впрочем, несмотря на то, что часовню в зимнее время никто не посещает - под самой часовней какой-то зверь сделал себе уютную нору, которая не пустует.
Гонгана́лица (карел. Honganual) — деревня в составе Крошнозерского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия. Расположена на северо-западном берегу озера Крошнозеро.
Фотографии: Илья Тимин, 20 января 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".
На одном из живописных берегов оз. Крошнозера стоит в окружении могучих сосен и валунов деревенька Гонганалица (Хонгануал). Звучное название деревни, что в переводе означает «деревня под соснами», вполне ей соответствует. Музыкальными инструментами умельцев и певучими голосами она прославлена. «Не я пою — душа моя поет, мне силу дает!» Голоса-то этой земли и золотые руки наших рукодельниц, мастеров и сегодня не перевелись.
ГонганалицаКарельским писателем В. Пулькиным несколько легенд посвящено этой деревеньке — о лодке с узорным носом, струнах кантеле из девичьей прекрасной косы, резных балконах домов. Может, и историю первых поселенцев Луккоева и Башкирова вы слышали? Там о супружеской верности идет речь, из-за ревности беду Никита Луккоев сотворил. Эх, и горевал человек о потерянном своем и безвозвратном счастье. «Говорящее» кантеле, которому равных не было во всей округе и Карелии, создал он из могучей сосны в память о жене... Экспедиция ученых в 30-е годы долго искала то самое кантеле и нашла его в д. Мишин Сельга.
В моей детской памяти отчетливо запечатлелось, как мы, отправляясь в гости, въезжали с родителями через узорчатые ворота изгороди, проезжали вдоль деревеньки, было ощущение словно расступались столетия, открывая тайну карельского народа. Озеро трепетной волной билось о камни, оставляя на них кружево белой пены.
Рыбаки — гордость этой деревеньки, особые, удалые, со своими сноровками, байками, хитринками и мозолистыми трудолюбивыми руками. Мой отец Борис Степанович Филин и брат Александр часто ездили туда с ночевкой, чтобы эту удаль вдоволь прочувствовать. Всегда возвращались с корзиной живой рыбы и веселыми воспоминаниями. До чего же хорошо было у них на душе!
В моем далеком детстве на лесных полянах Гонганалицы люди проводили такие чудесные карельские праздники, что вся округа съезжалась. Сами варили вкусные яства, в том числе и квас, приносили домотканые рукоделия. Играл патефон, а под озорные звуки гармони плясали и маленькие, и взрослые, и старенькие. Когда мы с бабушкой Анастасией Кузьминичной покоряли озерную гладь на большой моторной лодке с доярками, которые все лето были с коровушками на выпасах вдали от дома, чувство свободы, неописуемой красоты округи сливалось с моим детским сердечком.
Помнится и старинная часовня Власия, которая была построена во второй половине XIX века, и вот уже на протяжении долгих лет оберегает духовную жизнь местных жителей. Люди там особенные, яркие, искренние, незабываемые... Охотничьим хозяйством на протяжении многих лет заведовал Петр Тимофеевич Ларионов. Долгие годы самоотверженно работали на телятнике Вера Петровна и Михаил Иванович Савины, Татьяна Алексеевна Башкирова, Ольга Петровна Угарова. Кстати, Ольга Петровна совсем недавно отметила свое 80-летие, по радио звучало множество поздравлений. Она и сейчас сама справляется по дому, дети в гости приезжают. Людмила Васильевна Фомина, зоотехник из Эссойлы, с великой благодарностью отзывалась об их трудолюбии в совхозе «Эссойльский». Запомнились ей шутки бригадира Ивана Петровича Диева, например, «Личный покой прежде всего!».
В моих поездках судьба дарила интересные встречи. Люди раскрывали мне, девчонке, свою судьбу, интересные события. Татьяна Варламова поведала, как в молодости, работая в совхозе, пришлось ей через озеро по льду переправлять табун лошадей. Еще неокрепший лед дал трещину. Но судьба сберегла от верной гибели…
Вместе со своей любимой учительницей Сталиной Ивановной Бугмыриной, будучи школьниками, мы ходили в походы вокруг оз. Крошнозера через Гонганалицу, Плекку, Салменицу. Здешние карелы отличались радушием, предоставляли ночлег, сажали за хлебосольный стол семьи рыбаков. В каждом доме были книги, чудесные рукоделия, мебель, изготовленная своими руками. Электричество не везде было, но белые карельские ночи позволяли нам играть в лапту, городки и просто носиться в безудержной радости красивого летнего вечера.
При строительстве рыбзавода трудилось много молодежи. Просто Всесоюзная стройка со студенческими отрядами! Многие годы отдали рыбному промыслу Анна Егоровна и Иван Петрович Рухтаевы.
Еще один ярчайший момент об этой деревеньке запомнился, когда я несколько лет назад ездила туда, сопровождая депутата Законодательного Собрания. В деревеньке тогда жили только женщины, но у всех уже в апреле были горы наколотых дров, облагороженные дома, в которых царили чистота и строжайший порядок. Дружно все собрались в доме у землячки и говорили о житье-бытье, не сетовали на трудности, задавали вопросы.
Своеобразным открытием стала для меня и интереснейшая новость о чистоте родника, в воде которого нашли серебро, и он настолько целебный, что любители путешествовать с разных уголков света проложили к нему тропу.
Ну а как сегодня живет эта маленькая деревенька? После войны в школе в Гонганалице учеников было больше, чем в других школах района, а теперь в деревне проживают всего 12 человек. Знаю, администрация Крошнозерского поселения заботится: в прошлом году установили 2 фонаря уличного освещения, организуются встречи с пожилыми людьми. Зимой сюда попасть не так просто. Это летом можно автопробегом по бездорожью, а снежные дороги особенные... Ну тем не менее все равно сюда с радостью едут те, у кого в Гонганалице родительские дома или дачные домики. Петрозаводчане, кондопожане с удовольствием проводят время у дивных берегов оз. Крошнозера, наслаждаясь летними денечками северного лета, дарами нашей природы... И жизнь продолжается...
Галина ВАСИЛЬЕВА (п. Эссойла).
Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров Диоклитиана (284 - 305) и Ликиния (307 - 324) - жестоких гонителей христиан. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников.
Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан. Слуги донесли господину, что на горе скрываются христиане, и он повелел схватить их. Однако посланные нашли лишь севастийского епископа. Прославляя Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами.
По пути святой исцелял больных и совершал чудеса. Так, бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние - поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: "Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен..." И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес добычу невредимой.
Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.
На другой день святого опять подвергли мучениям. Когда же его вели обратно в темницу, семь женщин шли сзади и собирали капли крови. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.
Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и вновь непреклонно исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег.
Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы.