Туризм и отдых в Карелии!

Чуралахта. Часовня Александра Свирского.

Часовня Александра Свирского в деревне Чуралахта

Координаты: 61.912136, 33.363735

Часовня Александра Свирского находится в небольшой карельской деревне под названием Чуралахта, расположенной на берегу живописного озера Сямозеро.

Здание часовни находится на самом берегу оз. Сямозера. Исследователи утверждают, что строительство относится к началу 19 века. Часовня деревянная, снаружи обшита тесом. Основной объем часовни состоит из молельной комнаты и небольшого притвора. Над притвором надстроена колокольня на высоком четвериковом основании, покрытая колпаком на четырех столбах. Колокольня увенчана деревянным шестиконечным крестом. Декоративное убранство представлено резным ограждением и подзором на звоннице.

Представляет историко-архитектурную ценность как традиционная карельская культовая постройка, играющая важную роль в формировании поселения. Сегодня часовня расположена почти в самом центре деревни на самом берегу озера, что нетипично для этого региона - обычно часовни располагались в стороне от деревни. Рядом сохранились великанские старые ели и можно предположить, что ранее вокруг часовни была Святая роща и как принято  - погост. Вероятно когда-то это был край населенного пункта, но со временем поселение расширилось и старый погост вместе с рощей были застроены домами.

В настоящее время часовня не работает, состояние постройки удручающее. Реставрация или работы по сохранению - нужны и достаточно срочно. Относительно крепкая крыша, на самом деле, уже имеет трещины и повреждения. Стоит ожидать, что в ближайшем будущем начнут разрушаться не только малые детали, которые наиболее подвержены быстрому гниению и обветриванию, но и сами стены.

Часовню пощадил советский период, но время и люди всеравно по отношению к часовне оказалось суровыми - почти вплотную к часовне стоят рыбацкие постройки, гаражи, дачные сараи, старые изгороди огородов и грядок, новые металические заборы и пластиковые теплицы. Территория вокруг часовни сильно заросла мелким кустарником. Родной оградки вокруг часовни давно нет.  Следов кладбища, которое было рядом тоже уже нет. А от кладбищенской рощи остались только три старых ели. От колоколов остались только стальные петли в потолочной балке колокольни.

Часовня Александра Свирского в деревне Чуралахта - одна из красивейших часовен Сямозерья, которая несправделиво забыта и задвинута на задворки деревнских огородов и хозпостроек.

Фотографии: Илья Тимин, Алена и Анна Тимины, 22 января 2017 - 2021 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".

 

Часовня Александра Свирского в деревне Чуралахта на карте:

Чуралахта

Чуралахта (карел. Čuralahti) — деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия.

Первые упоминания о поселении относятся к 18 веку, когда в деревне насчитывалось порядка 10 домов, а население составляло сего 70 человек. Такой же малочисленной она оставалась и до середины 19 века, когда, согласно переписи, здесь постоянно проживало 89 человек.

В настоящее время найти Чуралахту не просто - на дорогах нет вывески. Фактически Чуралахту считают одним из районов поселка Сяпся. Большей частью в деревне живут дачники.

По данным ревизских сказок 1782 года, в Чуралахте проживало 10 семей. Одако население насчитывало более 70 человек. По архивным данным, такой же деревня оставалась и в 19 веке. По данным переписи 1926 года в Чуралахте проживало 89 человек. Также сохранилась информация о фамилиях некоторых семей, что здесь жили, а кто-то и сегодня живет в окрестных сямозерских деревнях: Котомкины, Ларионовы, Лоскутины.

 

Преподобный Александр Свирский

Дни памяти: 17 апреля, 30 августа

Родился преп. Александр (в миру Аммос) в 1448 г. в пределах Великого Новгорода, в небольшом местечке Обонежской пятины — Мандерах. по молитве престарелых родителей, отличавшихся истинно христианской жизнью. Для освоения грамоты отрок поручен был опытному наставнику, но лишь молитвой приобрел он способности к учению, так что вскоре превзошел знаниями всех своих сверстников. С юных лет начал он изнурять тело бдением и постами, только в этом испрашивая свободу от родительской воли. Чужд он был и житейских треволнений, и искания удовольствий, и праздности. Когда он достиг совершеннолетия, «восхотеша родители его сочетаги законному браку, божественный же юноша небрежаше о сем, но присно желаша и помышляша, како бы мира бежати». Юноша стремился в Валаамскую обитель, рассказы о которой ему доводилось слышать. Однажды он встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение по монастырским делам. Одному из них — уже старцу — поведал он о своем желании достичь Валаама и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности, «пока сеятель злый не посеял плевела в сердце...».

После усердной молитвы, в 26 лет Аммос тайно оставил родительский дом. Первую ночь путник провел на берегу небольшого красивого озера, окруженного вековыми деревьями. В тонком сне услышал он таинственный голос, который благословил его в дальнейший путь и провозвестил сооружение обители на этом чудном месте. Возблагодарив Бога, юноша собрался идти дальше, но дороги в обитель он не знал, и Господь послал ему ангела в образе случайного путника до самых монастырских ворот. Приняв постриг с именем Александр, провел он здесь 13 лет в посте и молитве. Между тем его безутешные родители получили, наконец, весть о пропавшем сыне. Отец посетил обитель и горько плакал, увидев изможденного постом Александра. Но подвижник утешил его и в духовной беседе убедил тоже оставить мир, чтобы обрести новое поприще. И мать преподобного дни свои окончила в монастыре.

Александр решился избрать безмолвное жительство и просил о том настоятеля, но опытный старец счел, что еще не пришло время покидать братию. Однажды во время ночной молитвы блаженный услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое было указано прежде. Открыв оконце, увидел Александр великий свет, изливавшийся с юго-востока. На сей раз настоятель не отказал в благословении и отпустил в назначенный путь. В 1487 г. Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, в 6-ти верстах от реки Свири. В глубине непроходимого бора он поставил небольшую хижину и предался уединенным подвигам.

Неподалеку находилось дворянское поместье Андрея Завалишина, который занимался охотой. Однажды, увлеченный погоней за оленем, он очутился в чаще леса и набрел на хижину Александра. Познакомившись с отшельником, ловчий признался ему, что уже замечал свет над этим местом и давно собирался сюда. Опечалился Александр, что его жительство не укрылось от людей, и попросил пришельца никому не сказывать о нем, поведал потом свою повесть и отпустил с благословением. Но молва о пустыннике распространилась в окрестностях и дошла до брата Александра — Иоанна. С радостью прибег он в пустынь, чтобы разделить тяготы отшельничества. Смирившись, блаженный принял родного гостя, вспомнив, что при начале его пустынножительства было ему внушение свыше: не чуждаться жаждущих спасения и руководить ими. Иоанн же смирения не усвоил и много огорчений доставлял брату, то дерзко поучая, то отказываясь строить келии для приходящих.

Слезными ночными молитвами побеждал Александр в себе раздражение и досаду и стяжал, наконец, всепобеждающую любовь к ближнему и великий мир в душе. В скором времени Иоанн скончался, и брат похоронил его в пустыни, к Александру же начали собираться жаждущие обитать под сенью его молитвы. Пришел и Завалишин со своими чадами и принес пустынникам много хлеба. Александр принял жертву, но посоветовал братии не оставаться праздными, а очищать лес и возделывать землю, чтобы питаться трудами рук своих и снабжать убогих.

Некто инок Никифор, носивший тяжелые вериги, приходил к пустыннику свирскому за благословением и, пожив рядом с ним, стал собираться на поклонение в Киев, а уходя, предсказал, что Господь соорудит на месте сем обитель с каменными церквами. Духи нечистые воздвигли множество искушений преподобному, окружая его целыми полчищами, и страшными угрозами заставляли отступиться от места. Добрый же воин Христов крестным знамением рассеивал все тьмы. Явился тогда Александру ангел Господень в глубине пустыни и осиял небесным светом, укрепляя его дух, чтобы исполнил он поведенное и построил церковь во имя Святой Троицы. Прожив 25 лет в свирской пустыни, Александр был утешен божественным явлением такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа: для него повторилось видение, бывшее некогда Аврааму: светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую Троицу, и голос небесный сказал ему: «...Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты... ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их...» Когда же преподобный стал помышлять, где заложить храм, явился ангел с простертыми крылами, в куколе и иноческой мантии и указал место для храма.

Александр начал заботиться о сооружении церкви, а число братии между тем возрастало. Ученики умоляли своего наставника принять сан священства, но смиренный Александр уклонялся, пока не принудил его к этому Новгородский архиепископ Серапион. Когда была построена деревянная церковь и получена необходимая утварь, блаженный Александр приступил к священнослужению, но в то же время он не оставлял и черную работу, подавая братии пример смирения и трудолюбия. Никого не обличал он суровым словом, но в духе прозорливости притчами поучал согрешающих. Особо строго наблюдал он за соблюдением всего монастырского устава. Не прерывал игумен благоустраивать обитель: построил с братией мельницу и каменную церковь вместо деревянной. По просьбе преподобного, великий князь Василий Иванович прислал искусных каменщиков и обильную милостыню, так что Александр мог воздвигнуть церковь там, где указал ангел.

Много людей притекало к нему за духовным советом, и в общении являл он необычайную прозорливость: от некоего Григория не принял дары, обличив его в оскорблении матери; богатому поселянину Симеону дал важный совет, не последовав ему, тот скончался в определенный день; боярина Тимофея Апрелева наставлял, ради рождения сына, подражать странноприимству Авраама и Сарры, и через год Тимофей получил просимое. Для своих духовных чад блаженный Александр был истинным целителем душ и врачевателем недугов. По молитве преподобного рыбак умножал свой улов. а купец — свое имение.

В последние годы жизни преп. Александр соорудил еще одну каменную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, опять же не без царского участия и помощи Небесной. А вскоре удостоился божественного явления: прочитав в келье акафист Божией Матери, он сказал ученику Афанасию: «Трезвись и бодрствуй, ибо будет нам чудное посещение». Внезапно великий свет осиял весь монастырь, и старец увидел над алтарем основанной им церкви Матерь Божию, как бы сидящую на престоле с Младенцем в руках, в предстоянии ангельских ликов. Пал пред Нею ниц преподобный и услышал утешительное обещание, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления. Ученик Афанасий лежал при этом как мертвый от чудного видения.

В глубокой старости, когда уже приблизился Александр ко Господу по духовной лестнице своих добродетелей, преподобный собрал братию, поручил их предстательству Божией Матери и назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена. До самой минуты своего отшествия он непрестанно поучал братию хранить смиренномудрие и нищелюбие.

Погребли его близ церкви Преображения, недалеко от обители, в общей братской усыпальнице. Произошло это 30 августа (12 сентября н. ст.) 1533 года, а 17/30 апреля 1641 года мощи его были обретены нетленными. Повсеместное празднование памяти преп. Александра было установлено уже в 1547г. на день кончины. Местно память его празднуется и в день открытия мощей, и в праздник Пятидесятницы, в воспоминание «Трисолнечного сияния» — Святой Троицы.