Туризм и отдых в Карелии!

ЕРПИН ПУДАС Ю.А.Савватеев. Наскальные рисунки Карелии

Ю.А.Савватеев. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983

ЕРПИН ПУДАС

Ю.А. Савватеев Наскальные рисунки Карелии П-ск 1983

В 400 м от Бесовых Следков ниже по течению — большой остров Ерпин Пудас, который рассекает р. Выг на два русла.

Он привлекал внимание всех археологов, но свои сокровенные тайны открывал постепенно и, кажется, неохотно. Сначала, еще А. М. Линевским и А. Я. Брюсовым, были обнаружены следы стойбища, а позднее участник экспедиции В. И. Равдоникаса Н. А. Лапин нашел две небольшие группы петроглифов — южную и северную.

Южная группа Ерпина Пудаса расположена во внутренней части острова, на берегу глубокой ложбины в коренных породах, по которой когда-то стекала вода. Здесь всего 3 изображения, по-видимому, оленей, выбитых на горизонтальной поверхности одного из многочисленных гранитных блоков, образовавшихся в результате разломов скалы. Поверхность его сильно выветрилась, стала шероховатой, рисунки почти не заметны и с трудом копируются. По высокому расположению петроглифов можно предполагать, что в момент появления их ложбина представляла собой удобную, полноводную бухту, врезавшуюся в остров, куда свободно заходили лодки. Датировать рисунки помогает ранне-неолитическая стоянка Ерпин Пудас, расположенная поодаль, на вершине острова; они могли появиться только после нее. Насколько велик разрыв во времени между обоими памятниками, сказать трудно, вероятно, не очень большой.

Восточнее, на уплощенном гранитном островке, уже в основном (левом) русле, недалеко от берега острова, за нешироким рукавом, гораздо ниже над уровнем реки расположена другая, северная, группа. Она включает 28 фигур, выбитых на поверхности скалы, покрытой патиной и лишайниками, расчлененной трещинами и разломами. Преобладают одиночные изображения размером не более 40 см (за одним исключением). Явственно выраженных композиций всего две, но и они сохранились не полностью. Главная особенность тематики — явное преобладание лодок (18), составляющих почти 2/з общего числа фигур. Среди них встречаются и пустые лодки, но чаще они с одним-двумя гребцами, показанными столбиками, перпендикулярными корме. Но имели место и попытки показать гребцов реалистичнее, наметив основные части тела — голову, туловище и даже ногу. Как ни странно, морских животных очень мало — всего 2. Столько же и копытных, видимо оленей. Кроме того, выбиты лебедь и 2 человеческих изображения, одно из них в анфас. Последнее представляет особый интерес. Странный отросток (хвост), равно как и тесная связь с морским зверем, подчеркивают необычность образа и позволяют принимать его за морское “божество”.

Но самое обширное полотно найдено в 1969—1971 гг. непосредственно на окраине упомянутой уже стоянки Ерпин Пудас, на южной оконечности острова. Общая длина его 21 м, ширина колеблется от 2,8 до 6 м. На нем около 100 фигур и знаков.

Среди 79 опознаваемых сюжетов преобладают лоси — 32. Хотя все они изображены строго в профиль, с двумя ногами, почти у каждого показана пара ушей, а у двух — ветвистые рога. Примерно у трети сохатых отсутствует серьга под горлом — один из определяющих признаков лося. Холка выделяется не всегда, по-разному передаются и очертания крупа, то округлого, как у лосей, то угловатого, как у оленей. У 5 небольших лосей (оленей?) непропорционально длинные ноги. Все изображения людей (а их 19) в основном сосредоточены в двух скоплениях. Они профильные, в обычной позе присевших или сидящих, лишь 2 показаны в фас. Любопытно, что по меньшей мере у 5 изображений прослеживается не одна, как обычно, а пара рук. В целом люди схематичны, удлиненных пропорций, как правило, выше животных. Похоже, что представлены мужчины и женщины. Два изображения можно принять за собак, два крайне схематичных и грубых — за медведей. Морских зверей (белух) — 13, но один из них, возможно, морж. Лодок меньше — 8, правда, бесспорных лишь 3: две — беломорского типа, с относительно высокими бортами, третья же — с низкими бортами, как на Онежском озере. Все они небольшие, меньше загарпуненных зверей. Отметим еще единственное изображение птицы, 3 гарпуна, 3 ямки-лунки и 2 незаконченные (?) фигуры.

Подавляющее большинство всех их сосредоточено в композициях, число которых не менее 12: это и простые двух-трехфигурные и более сложные сцены, разнообразные по компоновке, включающие до десятка фигур. Выделяются необычные сцены с участием людей; привлекают внимание человек с собакой (?), крупная лосиха с теленком, загарпуненные с лодок морские звери. Новые петроглифы острова Ерпин Пудас — итог довольно длительного развития наскального творчества в Беломорье, о чем свидетельствуют и разнообразие сюжетов, и освоенная техника, и сценичность. Видимо, они занимают промежуточное положение между Весовыми Следками и Залавругой. С последней их сближает, например, обилие и характер композиций, значительный процент антропоморфных фигур. Но возможно и другое предположение: их выбили вскоре после того, как Залавруга погрузилась под воду и была замыта песком.

Пять других изолированных скоплений расположены на безымянных островках еще немного ниже по руслу р. Выг, ближе к Залавруге. В них всего около 50 изображений, в основном лодок. Многие находятся необычайно низко, они появились тогда, когда река настолько сильно обмелела, что вода едва-едва покрывала крупные валуны на ее дне. Эти немногочисленные и не столь выразительные, почти сливающиеся с фоном темных, сильно патинированных прибрежных скал фигуры полнее документируют путь наскального творчества от Весовых Следков к Залавруге, ставшей его вершиной.