Всемирно-известный эпос Калевала, впервые изданный 175 лет назад Элиаасом Леннротом, который не только записал руны, но и тем помог сохранить фольклорную народную поэзию карелов и финнов.
Сама «Калевала» состоит из 50 рун и 23 тысяч стихов. Как указывают исследователи в эпосе содержится очень много , пока зашифрованных для нас, исторических природных и бытовых сведений о жизни карел и финнов, а также о явлениях и кактаклизмах природы в древний период .
Эпос Калевала стал целебным источником , к которому обращались и наполняли свои произведения народной поэтикой, многие художники. Одним из первых к Калевале обратился финский художник Аксели Галлен-Каллела ( 1865 – 1931) . Собственно говоря, именно иллюстрации к Калевале и сделали его известным. Картины и фрески по мотивам эпоса принесли ему всемирную известность. В конце 80 – начале 90 годов 19 в. художник создал свой знаменитый калевальский цикл картин.
Одна из первых работ цикла – «Защита Сампо» (1896 г.) Сюжетом картины является героическая схватка мужественного старца Вяйнемейнена и других мужей земли Калевала со старухой Лоухи за Сампо – чудесную мельницу, дарующую хлеб и достаток, символ счастливой жизни. На высокий гребень волны в стремительном движении вознесся челн. НА его носу – богатырская фигура Вяйнемейнена, усыпившего своим волшебным пением народ враждебной страны Севера – Похьёлы, страны несправедливости и зла. Обернувшаяся орлом злая и безобразная старуха Лоухи из царства Похьёлы на своих могучих крыльях настигла лодку Вяйненмейнена и стремится отнять Сампо.
В России «Калевала» издана была впервые в 1933 году в Ленинграде, издательством «Academia». Над книгой работали 14 художников. В героях эпоса художники видели древние прообразы человечества и пытались отразить их в своих рисунках к книге. Большую и наиболее талантливую часть их них выполнили Михаил Петрович Цыбасов и Алиса Ивановна Порет.
Интересно, что в пятидесятых годах прошлого века был объявлен Всесоюзный конкурс на создание иллюстраций к поэме. Победителями конкурса стали художники Георгий Адамович Стронк (карельский художник) – вторая премия, Осмо Бородкин (карельский художник, родившийся в карельской деревне, воевавший в паритизанском отряде, не успел закончить свой цикл работ к «Калевале») и Мюд Мечев (так же карельский художник) – оба получили третью премию (первая никому не присуждалась).
Удивительную романтическую линию в иллюстрации к Калевале привнесла Тамары Григорьевна Юфа. «Калевала» сделала ее художником, стала главной темой ее творчества, принесла известность и признание далеко за пределами Карелии. Каждый художник по- своему осмысливает Калевалу и поэтому и нам, читателям и зрителям, так интересно рассматривать иллюстрации разных художников.
А теперь остается только предложить перелистнуть некоторые иллюстрации. Возможно именно они помогут открыть «для себя» величайший культурный памятник карело-финского народа, сборник эпических песен (рун) , собранных в одно произведение Элиассом Леннротом.