В походе несколько основных жанров фотографий: пейзаж, туристическая тема, портрет и «белая вода» – съемка порогов и их прохождения. У каждого из жанров есть свои законы и правила построения кадра. Отметим лишь некоторые нюансы.
-- Самая главная ошибка в портретах – это невнимание к заднему плану. Дерево, торчащее «из головы», или чья-то пятая точка на заднем плане, могут испортить любой кадр.
-- Выбор ракурса. Законы жанровой съемки чуть менее требовательны. Но там также нужно быть внимательным. Например, при съемке «белой воды» важно выбрать ракурс. Можно сделать так, чтобы было видно всего человека, а можно выбрать такую точку съемки, которая придаст этому кадру драматизм. Например, чтобы при прохождении катамараном порога было из-за валов видно не весь экипаж. И сразу кадр приобретает динамичность.
-- Организация свободного пространства в кадре. Это относится к разным жанрам. Например, если взгляд проследит, куда должен идти катамаран в кадре, то он упрется как бы в границу. Когда вы стараетесь построить композицию кадра правильно, вы должны обрезать его так, чтобы не было большого количества пустого неинформативного пространства за спинами гребцов и больше отдать им на перспективу движения. Если у вас в кадре есть движение, то оно не должно упираться в стену или быть посередине кадра. Больше пустого пространства должно быть с той стороны, куда это движение направлено. Тогда движение в кадре будет более логично.
-- Линия горизонта. Она не должна быть заваленной, если только вы специально это не задумали. Любое правило может быть нарушено, но это нарушение должно быть обосновано дальнейшей работой над фотографией.
-- В идеале, сделать во время похода интересный портрет каждого участника. А еще в кадр постоянно просятся разные цветочки, насекомые, красивые камушки, натюрморты из снаряжения и так далее. Простор для творчества огромный.
-- Важный совет! Если в походе вы не единственный человек с фотоаппаратом, то не надо думать, что, если Вася тот порог уже сфотографировал, то не буду я кадры тратить. А в результате может оказаться, что есть 17 фотографий ненужной елки и ни одной – нужного порога.
-- Выберите правильное время съёмки — раннее утро или поздний вечер, когда солнце находится низко над горизонтом.
Невозможно переоценить правильное время дня. Самый приятный свет бывает перед, во время и сразу после восхода солнца. И на закате.
-- Наблюдайте за погодой и экспериментируйте с различными погодными условиями. Пейзажами управляет погода. Могут быть интересными не только восходы и заходы солнца. Туман и дымка могут помочь создать волшебные фотоснимки. Например, во время восхода солнца на холодном лесном озере часто появляется туман и дымка, которые быстро рассеиваются, когда солнце поднимается над горизонтом. И именно поэтому люди встают намного раньше или вообще не ложатся спать, чтобы не пропустить этот короткий момент.
-- Можно делать 4 или 5 кадров одной съёмочной сцены.
-- Композиция и кадрирование. Перед съёмкой рекомендуется изучить местность и мысленно представить, как будет выглядеть кадр.
Думайте о ваших изображениях держа в голове постоянно меняющиеся условия освещения.
-- Отражения. Вода и отражения всегда рядом. Поверхность воды лучше всего подходит для получения отражений неба, облаков, лодок и любых геологических образований. Отражения становятся наиболее мощным приемом, когда являются одним из основных элементов сцены или частью окружения.
-- Защита оборудования. При съемке фотограф может сталкнуться с дождем, влажностью и жарой. Нужно заранее запастись защитой, чтобы техника осталась сухой, когда она не используется, а также перчатками, чтобы пальцы оставались в тепле и сухости. Обязательно берите с собой салфетку из микрофибры.
-- Небольшие хитрости. Непосредственно перед съёмкой можно вылить воду на носовую часть каяка или байдарки — это сделает его более чистым и сияющим.
Собрали в один список некоторые законы композиции, которые могут быть полезны при фотографировании пейзажей и портретов во время походов:
1. Закон третей: Разделите кадр на девять равных частей, создавая воображаемую сетку из двух горизонтальных и двух вертикальных линий. Разместите главный объект или горизонтальную линию на одной из линий или пересечениях линий, чтобы создать баланс и привлечь внимание зрителя.
2. Ведущие линии: Используйте линии, такие как дороги, тропы или реки, чтобы направить взгляд зрителя и создать глубину в кадре.
3. Размеры и масштабы: Используйте элементы в кадре для передачи ощущения масштаба и пространства. Например, человек на заднем плане может помочь передать масштаб горы или озера.
4. Баланс: Стремитесь к равновесию элементов в кадре, чтобы избежать перегрузки одной стороны. Например, если на одной стороне кадра есть большой объект, добавьте что-то интересное на другой стороне для создания баланса.
5. Рамки: Используйте естественные рамки, такие как деревья или скалы, чтобы создать рамку вокруг объекта и привлечь внимание к основному объекту.
6. Глубина поля: Играйте с глубиной поля, чтобы выделить основной объект и создать эффект размытия фона или переднего плана.
7. Свет: Используйте свет, чтобы создать настроение и подчеркнуть формы и текстуры объектов. Рассмотрите возможность съемки рано утром или поздним вечером для получения мягкого и теплого света.
8. Повторяющиеся элементы: Ищите повторяющиеся формы, цвета или текстуры, чтобы создать единство и интерес в кадре.
Это лишь несколько примеров законов композиции, которые можно применить при фотографировании пейзажей и портретов во время походов. Помните, что эти законы не являются жесткими правилами, а скорее руководством для создания эстетически привлекательных фотографий. Их тяжело сразу все запомнить и начать применять, но думать о них все же следует.
Поход – это событие, память о котором хочется сохранить. Фотографируйте, творите, экспериментируйте!
______________
Фото Илья Тимин, Кристина Тимина.