Мировая культура создается и обогащается всеми народами и народностями, которые создавали и создают цивилизацию. Часто искусство малых народов растворяется в культуре более многочисленного народа. Но гордые свободолюбивые вепсы, живущие в Карелии, Ленинградской и Вологодской области - «весь» или «чудь», как их назвали в древние века русские, сумели сохранить многое в своей культуре, традициях.
Художники Карелии иногда обращаются к корням вепсского искусства. Но назвать какой-нибудь проект, который перешагнул границы современного расселения вепсов, очень сложно.
Художник Владимир Фомин, живущий в столице Карелии Петрозаводске, чуть более 10 лет создает свои удивительные произведения, основанные в первую очередь на культе вепсов. Надо сказать, что прежде, чем создать вепсскую серию, художник изучал археологические находки, созданные древними вепсскими ремесленниками для украшения быта или совершения обрядов.
Художник заметил трепетное отношение вепсов к окружающей их северной природе, к обожествлению, в какой-то мере, птиц и животных.
Интересно, разделение у вепсов животных по внешним признакам. К змеям относили и червяков, и гусениц, и даже ящериц. Медведь в иерархии классификации животных стоял выше других. Чуть ниже вепсы ставили волка, причем часто считали, что волк обладает способностью перевоплощения. В вепсских причитаниях отражена душа женщины в виде птицы, каждому женскому возрасту, соответствовала своя птица.
Только изучая первоосновы вепсской культуры, возможно создание художественных образов в стиле, который и отнести затруднительно к какому-нибудь одному направлению в искусстве. Иногда кажется, что образ, созданный художником Владимиром Фоминым, слишком далеко ушел от нашего представления о вепсах, но достаточно знать, что и у вепсов, например, существовал, хоть и не широко, валяльный промысел. И вепсы носили войлочные шляпы с небольшими полями, как, например, в работе «Мальчик и пегас».
Встречаются среди украшений у вепсов в костюме шумящие подвески в виде птиц и животных, издающие при движении мелодичные звуки и, тем самым, как бы, отгоняющие злых духов. Так и работы Владимира Фомина, как бы обладают и звуковым эффектом. Разглядывая работы, мы слышим музыку, звон колокольцев, побрякивание подвесок, цокот копыт…
По образованию художник Владимир Фомин - ювелир. И ювелирные работы древних вепсских ремесленников, вполне возможно, помогли художнику найти свой уникальный стиль, близкий пониманию современного человека.
Итог работ художника, уже второй серии на вепсскую тему, можно было увидеть на выставке в финском Куопио в течении двух сентябрьских недель.
Интересна выставка не только, представленными работами Владимира Фомина, но и тем, благодаря чему или вернее кому, она состоялась. (А надо подметить, что это 16-я выставка Владимира Фомина в Финляндии). Устройством выставки занимался Пентти Поутту. Он был 15 лет главным архитектором города Ювяскуля в Финляндии, а теперь он пенсионер и ему 3 сентября исполнилось 70 лет. Он родился в городе Куопио и решил устроить акцию, то есть выставку, работ карельского художника Владимира Фомина в честь своего Дня рождения.
В 2013 и 2014 году художник очень много приложил усилий при созданииновой вепсской серии. В основном это графические работы, но так же несколько живописных работ на холсте. Помимо этого на выставке представлены и работы предыдущих лет из частных коллекций. Самому художнику хотелось бы, чтобы работ было создано больше. Значит художнику, известному во всем мире, еще есть , чем нас порадовать в будущем.
Остается только надеяться, что и в Карелии эти работы можно будет увидеть.