В последнее время в Карелии стараются бережно относится к наследию , созданному предыдущими поколениями. И не важно, наследие это материальное или духовное. Да подчас и не разделить. Заонежская вышивка, резьба в северной архитектуре, роспись предметов быта,… Сколько душевной красоты и силы вложено в эти свидетельства материальной культуры.
Бывает, что только случай позволяет открыть и сохранить подлинные шедевры народа. Так произошло и с открытием таланта сказительницы ФедосОвой Ирины Андреевны (1827 – 1899). Случайно услышал преподаватель духовной семинарии и собиратель фольклора Е.В. Барсов о плакальщице из Заонежья. Редкая свадьба или похороны обходились без ее участия.
Сказительница про себя говорила, что ей всегда с молодости место выделяли в Большом углу, да у лучины. Если песни на свадьбе запоет, то и старики запляшут, а если на похоронах завопит, то и каменный заплачет. И, действительно, карельскую девочку из деревни Сафронова (недалеко от села Толвуя Заонежья) из многодетной (22 человека) семьи с 12 лет уже приглашали на свадьбы подголосничать.
Сложно представить, чтобы в памяти можно было удержать столько текстов, услышанных или сочиненных самой сказительницей. И опять меткие слова Федосовой о себе: - Я грамотой не грамотна, но памятью памятна. Плачи, поэмы, былины, баллады, духовные стихи, песни, сказки, ...- более 3000 стихов. Можно сказать, что с записей творчества Федосовой, был открыт новый жанр эпической поэзии – причитания. Собранные материалы удалось Е.В. Барсову издать в трехтомнике. Слава о вопленице перешагнула не только границы Карелии, но и России. Считается, что это открытие в фольклористике мирового масштаба.
Выступления сказительницы в больших аудиториях в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде пользовались вниманием интеллигенции. Сказительницу наградили серебряной медалью Академии наук Петербурга, поскольку золотую нельзя было присуждать простой крестьянке.
Встреча Горького с Ириной Андреевной нашла отражение в его романе « Жизнь Клима Самгина». Да и Некрасов использовал образы из творчества Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Доброту и отзывчивость Федосовой долго вспоминали старожилы Заонежья. Делала пожертвования на школу, например, но и соседям помогала.
Благодаря Роберту Рождественскому, который будучи студентом литинститута, разыскал могилу сказительницы, есть место, где можно почтить ее память. Это деревня Шилово на Юсовой горе в Заонежье.
В 1896 г. её голос был записан на один из первых фонографических восковых валиков, эта запись сохранилась. Музей Кижи издал альбом с диском о сказительнице, где приведена и эта запись.