ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ОБРАЗ КАРЕЛИИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XVIII-XX ВВ.
Автор: Соколов Александр, ученик 3А класса, 9 лет.
Руководитель: учитель Седых Любовь Александровна.
Актуальность работы. Тема моей работы – «Образ Карелии в русской поэзии». В домашней библиотеке я нашел книгу «Петербург в русской поэзии» и прочитал некоторые стихотворения, рисующие образ северной столицы. После знакомства с этим изданием меня заинтересовал вопрос: а как русские поэты представляли себе карельский край, много ли в нашей поэзии 18-20-го столетий примеров обращения разных авторов к теме северных стран? В работах по истории русской поэзии я нашел только общий обзор пейзажной лирики, посвященной северу России, но специальный подробный анализ обращения русских поэтов к карельской теме не предпринимался.
Цель работы: найти в поэзии русских поэтов 18-20-го вв. описания Карелии.
Задачи: - опираясь на ключевые слова «Карелия» («Карела», «Корела»), «карельский», «Онега», «Ладога», «Кижи», «Соловки», «Валаам», «Белое море», «Петрозаводск», «Олонец» и т.п. осуществить выборку материала из поэтического подкорпуса «Национального корпуса русского языка»
- выяснить, кто из русских поэтов обращался к теме нашего северного края;
- проанализировать, что и почему привлекало художников слова в карельских пейзажах.
Методы исследования: контекстуальный анализ, историко-биографический анализ.
Гипотеза проекта. Мне кажется, что красота нашей карельской земли должна была привлечь многих русских поэтов, побывавших на Севере России.
Этапы исследования:
Период проведения исследования: 3 месяца (с середины сентября до середины декабря).
Результат исследовательского проекта
Первым, кто упоминает о землях вокруг Белого моря, Онежского и Ладожского озер, Олонце, был русский ученый и поэт середины 18-го века Михаил Васильевич Ломоносов. В поэме Ломоносова «Петр Великий» 1760 года рассказывается о путешествии русского царя-реформатора от Белого моря к Онеге, через Олонец к Шлиссельбургу (крепости Орешек, отвоеванной у шведов): Петр Первый осматривает горы, намечая начать разработку железной руды, основать заводы, город, чтобы производить металлы для армии и флот… Монарх наш, преходя Онежских крутость гор,
Свой проницательной кругом возводит взор,
И видя, что из них исшедшие потоки
Несут из крутизны металлически соки,
Богатства, здравия являются ключи,
Блестят из мрачных мест сокровищей лучи,
Сказал: «Ты можешь мне произвести, Россия,
Целебны влажности и жилы золотыя…
Железо мне пролей, разженной токи меди»
Есть в ломоносовской поэме описание увиденной Петром бури на Ладожском озере :
Летит с крутых верхов на Ладогу борей,
Дожди, и снег, и град трясет с седых кудрей.
Наводит на воду глубокие морщины:
Сквозь мглу ужасен вид нахмуренной пучины.
Петр Первый посещает и живописный Соловецкий остров, окруженный мощными стенами и высокими храмами монастырь:
Уже на западе восточными лучами
Открылся освещен с высокими верхами
Пречудных стен округ, из диких камней: град…
Далее следует описание белой северной ночи:
Достигло дневное до полночи светило.
Но в глубине лица горящего не скрыло…
Среди причудныя при ясном солнце ночи
Верхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.
Всем петрозаводчанам известно, что другой русский стихотворец 18-го века Гаврила Романович Державин в 1784-1785 годах был губернатором Олонецкого края. Несколько лет спустя после отъезда из Петрозаводска поэт напишет оду «Водопад», вспоминая, очевидно, посещение прекрасного карельского водопада Кивач во время поездки к Белому морю по делам службы. Кивач – третий по величине водопад Европы (в переводе с финского «Кивач» значит «мощный»):
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит…
Другой поэт, Федор Глинка, был сослан в Петрозаводск за участие в движении декабристов и пробыл в Карелии с 1826 по 1830 гг. Находясь в ссылке, Глинка пишет историческую поэму «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» (1828-1830), обращая внимание своих читателей на безлюдность, первозданную дикость карельской земли, ее природную красоту и мощь, особенные осень, зиму и весну:
Пуста в Кареле сторона
Безмолвны Севера поляны;
В тиши ночной, как великаны,
Восстав озер своих со дна,
В выси рисуются обломки –
Былых, первоначальных гор…
В авторских примечаниях к поэме читателю сообщается, что «при Петре Первом построен город Петрозаводск; учреждены чугуноплавильные заводы; найдена марциальная, целительная вода». Глинка упоминает не только Онегу, Петрозаводск и Олонец, но и Машезеро, Лососинку и Лососиное озеро, реки Выг и Суну, Повенец и Белое море, Толвую и Кончезеро, церкви и монастыри карельской земли.
Еще один русский поэт Владимир Григорьевич Бенедиктов детство свое провел в Петрозаводске, где его отец служил советником правления. В 1817 г. девятилетний Бенедиктов поступает в Олонецкую губернскую гимназию и через четыре года оканчивает в ней полный курс, ибо в гимназиях того времени было всего четыре класса. Здесь, под влиянием учителя словесности Яконовского, писавшего стихи и заставлявшего учеников произносить их при разных гимназических торжествах, в мальчике впервые пробудилась страсть к стихотворству. Свою благодарность и признательность малой родине поэт высказывает в стихотворении «Порыв» (1838):
Впиваясь в ее вековую красу,
Я рос на раздольях Карелии дикой,
Над озером бурным, в угрюмом лесу.
Со мной вы расстались, деревья родные!
В стихотворении «К бывшим соученикам» (1841) Бенедиктов не только вспоминает учебу в петрозаводской мужской гимназии, но и напоминает о Державине и его оде «Водопад» :
В краю, где природа свой лик величавый
Венчает суровым сосновым венцом
И, снегом напудрив столетни дубравы,
Льдом землю грунтует, а небо свинцом…
Выводы: на основании проведенного поиска и анализа поэтических текстов мы можем сделать вывод, что карельская земля издавна привлекала к себе взоры поэтов своей могучей природной красотой и храмами, а упоминания о Карелии встречаются не только в связи с личной биографией автора, но и при обращении к истории Петровского времени. Это значит, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, оказалась верна. Задачи проекта выполнены, но возможно продолжение исследования в аспекте анализа финляндской темы в русской поэзии.
Петрозаводск 2013 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №40"