Туризм и отдых в Карелии!

«На Никифора - медведь в берлоге потягивается».

  • Н. Галахов. Весна в Карелии.
  • Никифор - Константинопольский.

«На Никифора - медведь в берлоге потягивается».

Сегодня 26 марта (13 марта по старому стилю). Никифоров День. Народные приметы этого дня:

  • На Никифора ждали гусей: если они прилетают в этот день -  год ожидается урожайным.
  • Туманы в этот день предсказывают дождливое лето.
  • Этот день считается, удачным  для рыбалки по последнему льду, хорошо клюет плотва, окунь и язь. (Сразу предупреждение:  в этом году рыбалка с выходом на лед уже опасна и во многих местах запрещена.)

Весна все больше вступает в свои права, солнышко греет все сильнее, снег топит,  а вешние воды просачиваются в берлогу и тревожат медведя. Считается, что с  этого дня начинают просыпаться медведи.

В древнем обществе медведь считался человеком в ином облике, обросшим или одетым в звериную шкуру.

Культ медведя  чрезвычайно древний, относится к «дошаманскому» периоду.

В Карелии, как и на Руси, в древности перед охотой на медведя и после совершали ритуалы. Медведя нельзя было называть по имени. Его называли, то «старик», то «дед»,… За несколько дней до выхода в леc, охотники пели «медвежьи песни», исполняя по семь песен ежедневно. Кроме того, производились ритуальные пантомимы перед головой и шкурой когда-то ранее убитого медведя. Убивали медведя (со всякими приговорами), затем охотники отрезали голову и лапы. Голова убитого медведя становилась центральным объектом праздника; её временно помещали на специальном помосте и чествовали, а потом  относили в место, недоступное собакам, в «особые медвежьи амбары».

 Захоронение медвежьего черепа и костей упоминается в 46-й руне Калевалы:

…Ни на льду его не бросил,

Эту маленькую долю:

Ни в снегу не закопал я:

К золотой холма вершине,

Рвали б там его собаки.

На вершину горки медной;

Замарали б скоро птицы.

Там на дереве повесил,

Не сложил его я в топи,

На сосне, на стоветвистой,

Не зарыл в песок глубоко:

На ветвях её крепчайших,

Там его проели б черви,

На верхушке на широкой,

Муравьи бы повредили.

Так же существовали и фаллические обряды, сопровождавшие медвежьи праздники. Культ медведя мыслился, как культ возрождения животных, как культ плодовитости объектов охоты.

 В фольклоре существует большое количество рассказов о превращении медведя в человека и наоборот. Существует обширный цикл сказок, в которых главным героем является полумедведь-получеловек, который появился от пары человека с медведем.

«Медвежье Ушко» («Медведко», «Ведмiдь», «Медведович», «Медведюк». Известны оба возможных в этой ситуации варианта: медведь – отец, а мать – женщина или же мать – медведица, а отец – человек (поп, крестьянин). У медвежьего сына «кожа медвежья, лицо человечье» или «до пояса человек, а от пояса медведь». Иногда у него только ухо медвежье.


Некоторые части медвежьего тела считались священными, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах.

В народе  часто лапы зверей участвовали в обрядах, могли быть оберегами. По медвежьей лапе, например, гадали.

С культом лапы  связана, и русская народная сказка о медведе на липовой ноге (есть много версий этой сказки): старик отрубает у медведя лапу, приносит ее домой. Известны и  разные концовки этой сказки. Где-то сказка заканчивается удачно для медведя, где-то для деда с бабкой.

Медвежья лапа часто упоминается в  фольклоре.  Медвежья лапа, как оберег, вывешивалась ещё вначале XX в. крестьянами во дворах для охраны скота.

Народная мудрость содержится и в народных приметах и в фольклоре. В приметливости и в умении обобщать.

В статье использованы фото и информация из открытых источников.