«На Никифора - медведь в берлоге потягивается».
Сегодня 26 марта (13 марта по старому стилю). Никифоров День. Народные приметы этого дня:
Весна все больше вступает в свои права, солнышко греет все сильнее, снег топит, а вешние воды просачиваются в берлогу и тревожат медведя. Считается, что с этого дня начинают просыпаться медведи.
В древнем обществе медведь считался человеком в ином облике, обросшим или одетым в звериную шкуру.
Культ медведя чрезвычайно древний, относится к «дошаманскому» периоду.
В Карелии, как и на Руси, в древности перед охотой на медведя и после совершали ритуалы. Медведя нельзя было называть по имени. Его называли, то «старик», то «дед»,… За несколько дней до выхода в леc, охотники пели «медвежьи песни», исполняя по семь песен ежедневно. Кроме того, производились ритуальные пантомимы перед головой и шкурой когда-то ранее убитого медведя. Убивали медведя (со всякими приговорами), затем охотники отрезали голову и лапы. Голова убитого медведя становилась центральным объектом праздника; её временно помещали на специальном помосте и чествовали, а потом относили в место, недоступное собакам, в «особые медвежьи амбары».
Захоронение медвежьего черепа и костей упоминается в 46-й руне Калевалы:
…Ни на льду его не бросил,
Эту маленькую долю:
Ни в снегу не закопал я:
К золотой холма вершине,
Рвали б там его собаки.
На вершину горки медной;
Замарали б скоро птицы.
Там на дереве повесил,
Не сложил его я в топи,
На сосне, на стоветвистой,
Не зарыл в песок глубоко:
На ветвях её крепчайших,
Там его проели б черви,
На верхушке на широкой,
Муравьи бы повредили.
Так же существовали и фаллические обряды, сопровождавшие медвежьи праздники. Культ медведя мыслился, как культ возрождения животных, как культ плодовитости объектов охоты.
В фольклоре существует большое количество рассказов о превращении медведя в человека и наоборот. Существует обширный цикл сказок, в которых главным героем является полумедведь-получеловек, который появился от пары человека с медведем.
«Медвежье Ушко» («Медведко», «Ведмiдь», «Медведович», «Медведюк». Известны оба возможных в этой ситуации варианта: медведь – отец, а мать – женщина или же мать – медведица, а отец – человек (поп, крестьянин). У медвежьего сына «кожа медвежья, лицо человечье» или «до пояса человек, а от пояса медведь». Иногда у него только ухо медвежье.
Некоторые части медвежьего тела считались священными, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах.
В народе часто лапы зверей участвовали в обрядах, могли быть оберегами. По медвежьей лапе, например, гадали.
С культом лапы связана, и русская народная сказка о медведе на липовой ноге (есть много версий этой сказки): старик отрубает у медведя лапу, приносит ее домой. Известны и разные концовки этой сказки. Где-то сказка заканчивается удачно для медведя, где-то для деда с бабкой.
Медвежья лапа часто упоминается в фольклоре. Медвежья лапа, как оберег, вывешивалась ещё вначале XX в. крестьянами во дворах для охраны скота.
Народная мудрость содержится и в народных приметах и в фольклоре. В приметливости и в умении обобщать.
В статье использованы фото и информация из открытых источников.