Туризм и отдых в Карелии!

Николай Феофилактович Лесков (1871-1915). Этнограф. Писатель. Педагог.

  • Петрозаводск конца 19 - нач. 20 века.
  • Петрозаводск конца 19 - нач. 20 века.
  • Карельские школьники с учителем. Конец 19 века.
  • кантелист.
  • Н. Ф. Лесков.
  • Духовная семинария.
  • Титульный лист журнала "Живая старина".

Хочется рассказать немного о жизни и творчестве карельского писателя, педагога, этнографа, краеведа и публициста Николая Феофилактовича Лескова (1871 – 1915). Имя его известно в первую очередь, как автора о жизни карельской деревни конце XIX – начале XX веков. Но не менее интересны и факты его жизни.

Не так много известно нам имен известных людей, которые родились и выросли в Карелии.  Одним из них является и Николай  Феофилактович Лесков (не путать с Николаем Семеновичем Лесковым).  Родился в селе Святозеро Петрозаводского уезда в семье псаломщика. Многим, родившимся в семьях священников в то время, особенно повезло, поскольку им давали  неплохое, не только начальное,  образование, предрекая в первую очередь церковную карьеру.  Лесков окончил первоначально духовную семинарию в Петрозаводске, затем продолжил учебу в Петербургской духовной академии.  Именно во время учебы Русским географическим обществом был отправлен на каникулах  для изучения этнографии олонецких карел.

Три поездки совершил Николай Лесков.  Результаты поездок были опубликованы в журнале «Живая старина», который издавался Русским географическим обществом. Уже в первой своей экспедиции Лесков сделал описания свадебного и погребального обрядов, а также обрядов крещения, сорокового дня. Способы предохранения от нечистой силы. Первые свои наблюдения Лесков сделал о том, что ему было близко и по рождению, и по воспитанию, и по образованию.  Знание карельского языка, особенностей карельского быта и жизни карельских крестьян  помогло ему собрать уникальный материал.    В своих поездках Лесков проводил и исследования о взаимопроникновении карельского и русского языков. Совет Российского географического общества наградил его серебряной медалью с надписью «За полезные труды». Много интересного собрано в этих поездках Лесковым. И карельские загадки,  песни,… Например,  свадебная песня со слов крестьянки-карелки  Екатерины Туру из Бородин-Наволока. Эта песня , якобы давала защиту от колдовства на свадьбе .

Путешествовал  от Сердоболя (Сортавалы) до Олонца Н.Ф.Лесков то пешком по лесным тропам, то верхом.  В результате появились этнографические работы, которые дают пищу для размышлений  ученым, историкам, этнографам  и в нынешнее время. Это и толкование снов карельскими крестьянами, и о воспитании детей, легенды о кладах, сказочный фольклор, … и т.д.

В ходе этнографических исследований Н.Ф.Лесков пришел к выводам о наличии у карел специфически присущих только им этнопсихологических черт и о единстве этнического характера карел и финнов.

По результатам исследований Лескова, учеными и общественными деятелями   были предложены меры по улучшению жизни и развитию российских окраин.  В 1895 году Н.Ф.Лесков окончил Петербургскую духовнуюакадемию со званием кандидата богословия и попытался найти себе службу в Петербурге.

Постепенно Н.Ф.Лесков перерастал рамки ученого-этнографа и становился идеологом карельского национального движения.

Н.Ф.Лесков был разносторонне талантливым человеком. Кроме научной деятельности он писал рассказы из жизни карельской.  Первый рассказ « Две репины» дает представление о чувстве собственного достоинства карел. Этот рассказа интересен уже тем, что Лесков  попытался историческую достоверность совместить с художественным жанром. ( При чем в это время к карелам относились не только в литературе, но и в обществе в целом пренебрежительно). Н.Ф. Лесков подписывал свои рассказы, как Лесков-Карельский, чтобы не путали с  писателем Н.С. Лесковым.  Можно считать, что эти рассказы :  «Две репины», «Умер натуральной смертью”»,  « Катти и Матти»,….    являются первыми художественными произведениями национальной карельской литературы.

Летом 1896 года Н.Ф.Лесков вернулся в Петрозаводск и в июне стал помощником инспектора духовной семинарии, но уже через год его перевели в Каргополь на должность преподавателя Каргопольского духовного училища в Архангельскую губернию. Это явное понижение в должность и ссылка в отдаленный уезд объясняется, по-видимому, двумя причинами: стремлением властей прекратить дальнейшую исследовательскую, литературную и публицистическую деятельности Н.Ф.Лескова.  И тем не менее, во время работы в Каргополе он провел также большую работу по сбору старинных церковных ценностей,

Женился Лесков на сестре народовольца Н. Рысакова, который участвовал в организации убийства Александра II, что не могло понравиться начальству Лескова. Из каргопольской ссылки вернулся в Петрозаводск и стал  Лесков преподавателем    духовного училища.  До последних своих дней Н.Ф.Лесков находился на педагогической работе в Петрозаводске, сполна отдавая своим ученикам и свой наблюдательный ум, и доброе сердце. в Петрозаводске собрал материалы и выступил с докладом, посвященным 100-летию Петрозаводского духовного училища.

Не смотря,  на духовное образование, Н.Ф.  Лесков был светским человеком. Научные работы, художественные рассказы этого неординарного человека нам интересны до сих пор и дают представление об истинной жизни Карелии в  конце XIX – начале XX веков. Хорошее знание жизни карельских крестьян, среди которых прошли его детство и юность, карельское этническое самосознание и дает его работам научное значение.

Жизнь Н.Ф.Лескова оборвалась внезапно. Многие материалы, собранные исследователем в нашем крае, требуют дальнейшего поиска и обобщения.

В статье использованы материалы Н. Гордеева, А. Пашкова и Национального архива Карелии.