Туризм и отдых в Карелии!

КАРЕЛЬСКИЙ ДОМ.

  • Дом в деревне Большая Сельга.
  • Великая Губа (Верховье).
  • Деревня Петры. Заонежье.
  • Дом в Петрозаводске.
  • Дом зажиточного крестьянина. Олонец.
  • Дом крестьянина Повенецкого уезда.

Дома у карелов часто были  — двухэтажные. Понятие «дом» приравнивалось к понятию «семья». Он служил защитой, демонстрировал гармоничное отношение с природой и материалом, из которого был сделан. Обычно дом строили из сосны и ориентировали по сторонам света. «Красная» сторона избы с окнами ориентировалась на юг или юго-восток. Входы и выходы, отдушники над светцами, где горит лучина, окна («глаза дома») – все эти части дома служили выходами в другие миры. Пространство крестьянского дома обозначало отношение к миру, каждая деталь и обстановка дома имели скрытый смысл, защитную функцию. Противоположная от входа стена называлась почетной, правая – мужская, тоже почетная. Левая половина – «нечистая», обычно относилась к женщине.

Угол для икон карелы называли мужским, главным, большим. Он находился по диагонали от печи. Женский угол обычно располагался между печью и задним углом. Угол у входа называли мусорным, дверным. Четвертый угол – «побочный», «боковой», использовался для разных целей.

В «бабьем» углу стояли: посуда, печная утварь, светец, умывальник-рукомой, столик для приготовления еды, вода в кадке, лавки.

В заднем углу были люлька для ребенка, лавки, женские рукоделия, иногда стояли кровати.

Мужской угол у фасадной стены был самым светлым, но домашние мужские работы делались и в других местах. В правой мужской половине чинили и сушили сети, вязали лапти и корзины, делали другие необходимые по дому работы.

Печь, размещавшаяся справа или слева от входа в избу, была связана с представлениями о счастливой жизни в доме. Она символизировала домашний очаг, к ней относились как к живому, одушевленному существу. Первую ночь в доме на печной лежанке спали только старик или ребенок, которые должны были увидеть вещий сон. К печи обращались в самые ответственные минуты жизни – при рождении ребенка, сватовстве, похоронах.

Обрядовое значение имели  и остальные детали и части дома: пол, потолок, зона подпола и стола.

Стол являлся центром избы, его ставили у среднего окна с занавеской, во время свадеб подвигали к иконам. Он делил избу на две части, обозначая половины дома – мужскую и женскую. В «красном углу» на «большой лавке» чаще всего сидел хозяин дома, и это место называлось «большим».  Место считалось очень почетным, и предлагалось почетным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от него. Священнослужители садились на «большое» место, не отказываясь. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если не все умещались за большим и прямым столами, то к «прямому» под углом ставили «кривой» стол. За столом обычно сидели, тихо и мирно.
«Стол в доме в чести. За столом либо важные дела вершат, либо едят;
за ним не ругаются, кулаком по столешнице не бьют,
локти не ставят». Сакральное, священное отношение к столу сохранялось в избе всегда.

С родным домом карельские крестьяне поддерживали связь всю жизнь. «Деревню просто покинуть, дом родной нелегко вспоминать» - говорит карельская народная поговорка.

Обязанности в большой крестьянской семье четко разделялись на мужские и женские. В Карелии говорили так: «Женщина – это дом, мужчина – это дорога».

Хозяйка занималась домом, варила пищу, ухаживала за домашним скотом, шила, стирала, убирала.

Мужчины занимались плотницкими и столярными работами, обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, работали на заготовке и сплаве леса. Простые вещи, используемые в быту, при определенных условиях могли обладать и магией. К примеру, для лечения часто использовались предметы повседневного обихода: мутовка, горшок, сети…

Традиционная семья все же не мыслится без детей: «Изба без детей, что гнездо без птиц». С появлением ребенка в семье связано множество ритуалов, направленных на сохранение здоровья матери и ребенка, защиты их от злых сил. Для младенца применялись обереги, которые можно увидеть в комплексе, посвященном детству. Всему дети учились, играя, да и игрушки зачастую были орудиями труда, такими же, как у взрослых, только маленькими по размеру: прялка, валек, рубель…

В доме жила вся семья, 2-3 поколения.  Жилые и хозяйственные помещения под одной крышей -  хлев (специальное помещение для крупных домашних животных);
- клеть (кладовая, боковая холодная комната; зимой в ней хранятся съестные припасы, а летом в ней можно было жить)
 

Если дом двухэтажный, то на первом этаже дома — нижняя изба, по-карельски — алахайзенпертти. Здесь на печи варили пойло для скота, в углу стояли жернова, хранились небольшой запас картофеля и зерна.

 С помощью длинных лучинок и освещался дом. Керосиновую лампу зажигали лишь в редких случаях.

Обычно порог в избу делали высокий, чтобы всякая «нечистая сила» не могла пройти внутрь, чтобы все «недобрые» мысли и помысли посетителей оставались тоже «за порогом».  Часто при строительстве в порог забивали гвоздь, как некий «оберег» от всего плохого. На порог нельзя было наступать – считалось плохой приметой, это была невидимая граница, которая отделяла жизнь людей в уютном доме от жизни окружающей среды.
Дверь в избу была небольшая и плотная, такая не давала в долгие зимние холодные дни «выходить» теплу.

Над порогом могли повесить  сухую голову щуки с открытым ртом – это тоже оберег.
Древние карелы-рыбаки верили, что рыбья голова берет на себя, как бы «заглатывая», все недоброе и плохое.

В доме могли  приносить последний сжатый сноп, чтобы в доме был всегда достаток. Хранили в доме и самые дорогие семейные вещи. Обязательным было хранить огарок рождественской свечи.

Местные жители не огораживали свои дворы, да и огороды разделяли лишь каменные межи. Мастерили сани, деревянные кадки, ушата, плели из бересты короба, туеса, в которых хранили муку, крупу, соль. В доме висели иконы.

«Карелии говорят – от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки – дымом».

В статье использованы фото и информация из открытых источников.