Туризм и отдых в Карелии!

КАРЕЛЬСКАЯ ВЫШИВКА.

  • Пояс, на котором вышита молитва.

Карельская вышивка – с одной стороны это вид декоративно-прикладного искусства, а с другой стороны, этот способ украсить свою одежду, свой быт, создать с помощью изображения на вышивке оберег. Древнейшие из найденных на территории Карелии вышитых изделий 12 века  и имеют сложный геометрический орнамент. Первоначально узоры помимо декоративного имели символическое, магическое значение, основанное на религиозных представлениях народа.

В вышивке Карелии часто встречаются стилизованные изображения растений и животных. Часто встречаются изображения  дерева с отходящими от него ветвями или дерева-человека. Вышивались также птицы, кони. Очень много изображения солнца. Солнце получило великое множество вариантов изображения.  К ним относятся и разнообразные кресты и в  круге, и без него. Позднее к ним добавились изображения цветов, реалистически выполненных побегов, деревьев.

Очень отличается вепсская вышивка – помимо особенностей, понятных специалистам, можно обратить внимание, что в вепсской вышивке нет изображений животных.

Основным цветовым решением в карельской и вепсской вышивке являлось бело-красное сочетание.

В 18 веке в карельской вышивке начали использовать сюжеты с экзотическими изображениями. Связывают это с влиянием районов, где обосновались новгородцы. Появились в вышивке единороги, павлины, львы-барсы. У животных хвосты в виде расцветающей ветви, тела животных вышивались солярными знаками. Например, кресты — преграда и отвращение зла.

Рассказывая о карельской вышивке, невозможно не упомянуть о Шуньге. Именно в Шуньге возник народный промысел Заонежская вышивка. Слава о ней гремела по всему миру. Заонежская вышивка вобрала в себя самое лучшее из русского и карельского искусства. Для этого достаточно посмотреть на старинные заонежские полотенца, накомодники, платья. Тем они и привлекательны, что сочетают в себе и русские, и карельские корни!

Ещё в 1900г. работы Татьяны Риккиевой и Евдокии Павловой на Всемирной выставке в Париже были отмечены большой серебряной медалью.

В 1907 году в Шуньге был создан пункт Петербургского «Общества помощи ручному труду» под руководством Пономарёвой А.А. И уже в 1913 году насчитывалось до 300 мастериц – надомниц не только в Шуньге, но и по окрестным деревням. Изделия заонежских мастериц побывали в Калифорнии, Париже, Лондоне. Очень ценилась  вышивка по тканой сетке «поймитту». Во время оккупации  финны, воевавшие в Карелии, очень ценили изделия заонежских вышивальщиц и в обязательном порядке старались отправить их домой, в Финляндию.

К 19 — началу 20 века это смысловое значение узоров было практически утеряно. Многие изделия продолжали свое существование в обрядах лишь по традиции. Так, в орнаментальных мотивах вышивок долгое время использовали фантастические образы, значение которых для вышивальщиц было уже неизвестно. Орнамент вышивок 19 — начала 20 века представлял собой сложную многослойную систему. В нём широко присутствовали как видоизменённые древние образы, так и новые мотивы, отражающие искусство средневековой Руси и более позднего времени.

Современный ассортимент , где используется карельская вышивка – столовое бельё, домашний текстиль, сувенирная продукция, сценические костюмы. Изделия известны не только в Карелии и в России, экспонировались на выставках и ярмарках в Финляндии, Франции, Германии, Греции и других странах и неоднократно были отмечены среди лучших.

Фото и информация, использованные в статье, из открытых источников.