Туризм и отдых в Карелии!

Береза, ольха, ель, рябина, можжевельник,... в обрядах вепсов.

  • Карельская береза.
  • иллюстрация к эпосу Калевала.

Древние карелы, финны, вепсы  поклонялись многим языческим божествам. И народная поэзия «населена» бесчисленным множеством духов, чудищ, божеств.

Олицетворение всего, что окружает эти народы связывают с удивительно-красивой природой, но в то же время такой меняющейся в несколько мгновений. Внезапные ветра, порой переходящие, чуть не в ураганные… Превращение спокойной глади озера в несколько минут  от ветра в бурливую неуправляемую стихию, с остервенением бросающую свои волны на берега. – Все это способствовало поиску в окружающем мире  защиты и поклонения.

Карельский лес столько таинственного укрывает в своих чащах.

Вепсы, живущие среди лесов, сверхъестественными свойствами наделяли деревья и кустарники.  Береза, ольха, ель и рябина, можжевельник, черемуха, …  

Береза наделялась жизненной силой и лечебными свойствами. В памяти вепсов сохранился обряд, свидетельствующий о ее почитании: в лесу подходили к любой березе, перевязывали ее липовыми прутьями и обращались к дереву с просьбой послать здоровье.


Ольха играла большую роль в скотоводческой обрядности. У северных вепсов известна такая святочная примета: если на ольхе много шишек круглой формы, значит в предстоящем году будет много телок; если же шишки продолговатые, то будут бычки. Северные вепсы использовали ольху в обряде новотела (argaita). Он совершался после первых девяти удоев: корову обмывали, окуривали дымом или кадили ладаном, а в молоко, полученное с десятого удоя и предназначенное для торжественного употребления, бросали ольховые соплодия круглой или продолговатой формы, в зависимости от пола новорожденного теленка.
 

 Ель. Довольно много сведений сохранилось и о почитании ели. Ель считалась оберегом, поскольку расположение иголок на концах веток напоминало крест. Во время грозы или ночевки в лесу всегда старались спрятаться под это дерево. При этом обязательно полагалось спрашивать у ели разрешение: ее крестили и обращались к ней как к живому существу: "Елочка! Пусти меня поспать на ночь!" ("Kuziine! Pästa mindai magata öks!").
 

Рябина. Различные (часто противоположные) свойства приписывались рябине. Кресты, сделанные из веток рябины, служили надежным оберегом от нечистой силы. Рябина считалась "огненным" деревом. Гроздья рябины, которыми украшались с внутренней стороны стены изб, считались средством защиты от пожара. Ветки рябины (да и черемухи) запрещалось бросать в огонь. Ими не разрешалось погонять скот. От своей мамы- вепсянки, (Петуховой(в девичестве Захариной) Валентины)  мне известно, что нельзя было рубить рябину, особенно, если она выросла у дома. Считалось, что срубая ее, как бы срубаешь свой род.

В качестве растений-оберегов известны чертополох, шиповник, можжевельник. Чтобы обезопасить территорию, на которой будет построен новый дом, строители в каждый угол заложенного первого венца клали ветки шиповника. Для защиты от всякой напасти ветки можжевельника втыкали в доме над дверью, клали в люльку младенца, под подушку жениху и невесте в первую брачную ночь, в подойник.
 

С можжевельником, рябиной и черемухой, возможно, связаны анимистические верования. Они отразились, например, в обычае вепсов сажать куст можжевельника на могиле крещеного ребенка или девушки и украшать его ленточками. У некоторых же групп вепсов можжевельник (иногда в сочетании с рябиной и черемухой) было принято сажать на древних, напоминающих по форме курганы кладбищах (kämist, kömist), где, по преданиям, погребена чудь, причисляемая местными жителями к своим предкам. На Пасху можжевельник на таком кладбище украшали ленточками.

Нечистым — деревом лешего — вепсы считали осину. Они верили, что хозяин леса может поменять некрещеного ребенка на осиновое полено. Под осиной нельзя было прятаться во время грозы. С осиной у вепсов, как и у русских, было связано  много преданий, которые рассказывали, о ее «черной» силе.

В статье использованы фото и информация из открытых источников.